RlinC

Страница: 10/10

Скорбит земля родная, плачут реки,

И топчет сильный тех, кто послабей.

Чтоб мой народ свободным стал навеки,-

Помочь прошу я бога и людей.

Но в северокавказской поэзии появились и иные голоса. Поэты мень­ше теперь говорят о своих мечтах и надеждах, смело осуждают мир про­извола и тирании, призывно утверждая необходимость коренной ломки всей системы общественных отношений. В этом направлении выступал великий осетинский поэт Коста Хетагуров. Обращаясь к господствующе­му классу общества, он писал:

Вы жизнь превратили в забаву,

Гнушаетесь честным трудом

И, совесть меняя па славу,

Насилье зовете судом,

Вы были всегда палачами

И прав, и свободы чужой,

Топтали святыни ногами, -

Так будьте же счастливы сами

С такой озверелой душой!

………………………………….

Мне вашего счастья не нужно, -

В нем счастья народного нет .

В начале XX в. в литературе народов Северного Кавказа накаплива­лись черты реализма. Реалистическая литература постепенно вытесняла романтическую. Особенно ярко это проявлялось в творчестве Сулеймана Стальского (1869—1937), Гамзата Цадаса (1877—1951) и Цуга Теучежа (1855—1950). Становление нового человека стало предметом художест­венного воплощения в их реалистической поэзии.

В эпоху сложной борьбы различных литературных и идеологических течений - религиозно-клерикального, националистического, демократи­ческого - поэзия С. Стальского, Г. Цадасы, Ц. Теучежа твердо и последовательно защищала интересы народа, с большой художественной силой типизировала и обобщала явления и события, факты и детали из окружающей жизни. Наряду с изображением зреющего в пароде само­сознания, пробуждающихся в его недрах духовных сил, критика пороков современной социальной жизни являлась чертой, присущей реалистиче­ской поэзии Дагестана. А для творческого облика Гамзата Цадасы сати­рическое изображение действительности составляло самую сильную сто­рону его реализма. Нацеленные против патриархально-родового наследия старины и отвратительных черт социального быта, произведения Г. Ца­дасы высмеивали представителей духовной и светской иерархии даге­станского аула, разоблачали праздность духовных лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русский язык сыграл огромную роль в развитии социальной культуры народов Северного Кавказа. Русский язык явил собой плацдарм для межнационального общения. Многие горские народы стали считать русский своим вторым языком, пополнив словарный запас своих национальных языков русскими словами и выражениями. Одновременно и русский язык многое почерпнул из языков горских народов, т.е. происходило взаимопроникновение и взаимообогащение языков и культур русского и горских народов Северного Кавказа. Со временем русский язык все более и более проникал в языки горцев (особенно слова и понятия, в т.ч. технические, ранее вообще отсутствующие в их лексике).

Как было отмечено в пропедевтике, русский язык явился своеобразным огранщиком всей социальной культуры горцев, своеобразным ее оформителем. Многие горские народы благодарны русским просветителям за их неоценимый вклад в формирование культуры этносов Северного Кавказа. Русский язык дал возможность народам Северного Кавказа познакомиться с богатством и разнообразием мировой культурой, ощутить себя ее неотделимой частичкой и внести свой вклад в ее (мировой культуры) развитие и обогащение.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917 г.) – М.:

Наука, 1988 г.

Очерки истории Ставропольского края. Редактор Куликова.

Иванов. Русский язык.

Современный русский язык. Под ред. Иванова.

Проблемы современного русского языка. Редактор Замятина.

Реферат опубликован: 23/07/2009