RlinC

Страница: 6/10

(Таблица составлена на основе «Кавказских календарей» за 1914 и 1916 гг.

Несмотря на некоторое расширение количества школ, учебой была охвачена незначительная часть детей школьного возраста (балкарцев — 2,3%, народов Дагестана — 10, кабардинцев — 12,8, осетин и русских— 33%). Особенно мало школ было в Балкарии (всего 3), Чечне и Ингу­шетии, Адыгеи и т. д. В Аварском, Андийском и Самурском округах Дагестана, в которых насчитывалось от 33 до 70 тыс. человек населения, даже в 1912 г. имелось по 2 школы, что позволяло охватить обуче­нием всего 1,0—1,5% детей школьного возраста.

Особенно незначительным было число девочек, охваченных обуче­нием. Адат, религиозный фанатизм, патриархально-родовые предрассуд­ки, сохранившиеся среди горцев, мешали просвещению женщин, обуче­нию девочек в школе. И если благодаря настоянию энтузиастов из среды передовых учителей кое-где удавалось открыть школы для девочек, то под давлением мусульманского духовенства они вскоре закрывались. Так, женское отделение, открывшееся в 1904 г. в Карачае при Учкуланском 2-классном училище (благодаря настойчивости передового учителя М.Дм. Карабаша), уже в 1906 г. стараниями духовенства было закрыто.

Все сельские школы пародов Северного Кавказа были однокласснымп или двухклассными. Программы этих школ ограничивались узкими рам­ками элементарного курса русского языка и математики (одноклассное училище) и краткими сведениями по истории, географии и естествозна­нию (двухклассное училище). В то время как родной язык был исклю­чен из школьного образования, чиновники Кавказского учебного округа ревностно следили за преподаванием христианского «закона божьего» и мусульманского вероучения. Эти предметы считались важными и зани­мали значительное место в учебной программе школы.

Для народов Северного Кавказа светские школы, вопреки намерениям царизма, сыграли объективно прогрессивную роль. Несмотря на ограни­ченность программы и большие педагогические и организационные поро­ки, дореформенная светская школа стояла неизмеримо выше школ рели­гиозных: она давала учащимся полезные знания и навыки, в них дети горцев усваивали русскую грамоту и язык, служившие основным сред­ством приобщения местного населения к передовой русской культуре.

Среднее образование для детей крестьян оставалось недоступным, хотя в конце XIX - начале XX в. было открыто несколько специальных средних учебных заведений: в Нальчикском округе — окружная горская школа, преобразованная в 1909 г. в реальное училище, и Баксацское ду­ховное училище, в Северной Осетии — Ардоиская духовная семинария и т. п. Но детей горцев в средних учебных заведениях было мало. В Темирханшуринском реальном училище, например, к началу 1900 г. обучалось всего 64 горца, или 18,7% от общего количества учащихся, В Баталпашипском училище к 1914 г. из 286 учащихся насчитывалось только 56 карачаевцев и черкесов и одна горянка.

В начале XX в. па Северном Кавказе появились и первые школы с профессиональным уклоном. 30 мая 1894 г. было принято решение об открытии низшей сельскохозяйственной школы 2-го разряда с трехлет­ним приготовительным классом и трехлетним специальным курсом в Нальчикском округе.

В 1904 г. в Дербенте была открыта школа садоводства с подготови­тельным отделением. Обучение общеобразовательным дисциплинам соче­талось в школе с практическими занятиями по садоводству, огородниче­ству и виноградарству.

В 1905 г. в Порт-Петровске была открыта вторая специальная шко­ла - трехлетнее электротехническое училище для подготовки электротех­ников для телефонно-телеграфных станций. Однако в связи с трудностью с материальным обеспечением в 1909 г. училище было переведено в Харьков. Спустя несколько лет, в 1911 г., в Темир-Хан-Шуре была открыта низшая ремесленная школа, которая должна была готовить грамотных подмастерьев по слесарно-кузнечному и столярному делу. Профессио­нальное образование давали Майкопское техническое училище и реаль­ные училища Северного Кавказа.

Реферат опубликован: 23/07/2009