А.И.Хачатурян, С.С.Прокофьев, М.И.Глинка

Страница: 3/4

Вторая симфония получила название «Симфония с колоколом». Она передает переживания советских людей в годы войны. В четырех частях симфонии отражены страдания, скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущей победы.

Хачатурян ввел в состав оркестра колокол, и это имеет глубокий смысл. Мрачно и сурово звучит он в начале симфонии, а в финале – ликующе и победно. Написанная и исполненная в разгар военных событий в 1943 году, симфония вселяла уверенность и светлые надежды в сердца людей.

В 1944 году Хачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР.

Послевоенный период.

В послевоенные годы музыкальная деятельность композитора значительно расширяется. Начиная с 1950 года он-профессор по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. Хачатурян – педагог главное внимание уделял развитию творческой индивидуальности будущих композиторов, национальной природы их дарования. Из его класса вышли такие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиев и другие. Хачатурян является автором ряда статей по вопросам музыкального искусства: “Как я понимаю народность в музыке”, “О творческой смелости и вдохновении", "Десятая симфония Д.Шостаковича", "Радость творчества".

В 1950 году началась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где дебютировал Хачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. Под управлением автора прозвучали сцены из балета «Гаяне» и финал скрипичного концерта. Композитор посещает с концертами многие города Советского Союза. С большим успехом его выступления проходят и за рубежом. Но сочинение по- прежнему остается главной целью его жизни.

Появляется целый ряд его песен о дружбе народов, о мире. Много музыки Хачатурян пишет для кинофильмов («Русский вопрос», «Сталингадская битва», «Владимир Ильич Ленин», «У них есть родина» и другие), для драматических спектаклей («Лермонтов» Б.Лавренева, «Макбет» и «Король Лир» У.Шекспира).

В 1946 году Хачатурян заканчивает концерт для виолончели с оркестром и посвящает его первому исполнителю Святославу Кнушевицкому, выдающемуся советскому виолончелисту. К 30-летию Великого Октября создана «Симфония-поэма» (симфония №3).

Капитальное произведение послевоенного периода - балет «Спартак», законченный в 1954 году. Впервые он был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М.Кирова в 1956 году, а в Большом театре в Москве - двумя годами позже. В постановке Ю. Григоровича балет возобновлен в 1968 году. Из отдельных номеров балета в 1960 году композитор создал 4 сюиты, куда вошли наиболее значительные фрагменты.

Хачатуряна привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстание рабов. В героическом сопротивлении угнетенных композитор увидел много общего с современной борьбой народов за свою независимость.

Вот как пишет об этом сам автор: «… Сочиняя музыку своего балета, стремясь мысленно постигнуть атмосферу Древнего Рима я всегда ощущал духовную близость Спартака к нашей эпохе, нашей борьбе против всяческой тирании, борьбе угнетенных народов против империалистов-агрессоров».

В четырех действиях балета композитор показал столкновение основных противоборствующих сил-Спартака, гладиаторов и враждебного им аристократического мира римских патрициев во главе с Марком Лицинием Крассом. Противопоставление контрастных образов дано уже в прологе к балету. Пленные фракийцы влекут колесницу полководца-триумфатора. Тяжеловесно, с мрачной торжественностью звучит марш победителей. Это тема Рима- могущественного, властного и жестокого. Теме Рима противопоставляется героическая тема Спартака. Обе темы пролога проходят через все произведение. В 1959 году за балет «Спартак» Хачатуряну была присуждена Ленинская премия.

Позднее творчество.

На протяжении 60-70 –х годов сочинены 3 концерта-рапсодии

Реферат опубликован: 24/04/2006