Авторское музыкальное самодеятельное творчество

Страница: 1/34

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение _3

Глава 1. Авторское музыкальное самодеятельное творчество как феномен культуры

. История возникновения и развития АМСТ 11

. АМСТ в «советский» и современный периоды развития 21

Глава 2. Анализ современных форм организации АМСТ

2.1. Конкурсы и фестивали как основная форма развития АМСТ _44

2.2. Клубы самодеятельной песни (КСП) как движущая сила развития движения авторской песни _60

Организация фестивальных и конкурсных форм АМСТ в г. Тюмени 68

Заключение _76

Библиографический список _78

Приложения _82

ВВЕДЕНИЕ

Культура любого народа складывается из множества составляющих. Она столь велика, что любой индивидуум, принадлежащий к какой-то определенной культуре, может быть отождествлен не с ней, а лишь с ее частью. Культура динамична, но вместе с тем в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны. Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к изменению целого, но так как изменения происходят постоянно, то стремление к гармонии, идеалу бесконечно. Антагонизм старого и нового особенно заметен в современной социокультурной ситуации в России. Кардинальные изменения в обществе в начале 1990-х гг. явились сильнейшим толчком, повлекшим за собой множественные изменения в области культуры.

В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что современно. Но если раньше что-то неизменно могло считаться современным многие десятилетия, то сейчас этот срок гораздо меньше: измеряется годами и даже месяцами. В настоящее время мы можем говорить о конкуренции культуры: меж- и внутрижанровой; межвременной; межкультурной (даже межцивилизационной).

Житель средневековой Руси довольствовался местечковым фольклором (смесь жанров). Современный житель уже выбирает для себя приоритеты: в массовом плане это означает ослабление одних жанров искусства и усиление других в жизни общества. Современность в культуре не зависит от времени изготовления культурного продукта, так как он почти всегда носит нематериальный характер, а значит, не подлежит физическому износу. Но даже материальные носители культуры (произведения архитектуры, живописи и т. п.) со временем не исчезают бесследно: в любом произведении культуры важна его идея, а не только внешние формы. Так, читая «Слово о полку Игореве», книгу, изданную, может быть, всего месяц назад, мы знакомимся с древним фолиантом, а, играя произведения Баха, мы не просто воспроизводим нотные знаки в звук, а передаем слушателям идею. Письменность, а в дальнейшем звуко- и видеозапись помогают нам сохранять идеи культуры, созданные в прошлом, и делать их конкурентными вновь создаваемым.

Глобализация породила межкультурную, межцивилизационную конкуренцию. В долговременной перспективе этой конкуренции нами видится следующий результат: исчезновение культурного многообразия, но вместе с тем создание еще не веданной нам полицивилизации (так как национальные культуры не будут попросту уничтожаться, как это зачастую имело место в прошлом, а будут поглощаться мировой). В полицивилизации будет происходить многократное усиление внутренней конкуренции, что в свою очередь повлечет за собой создание неких внутрикультурных общностей, объединенных на основе социального статуса, а не национальной или государственной принадлежности. Разумеется, это не может произойти в одночасье, но уже происходит. Поклонник рока может слушать рок, но не пойдет на классический концерт. А ведь рок и классика являются составляющими общемировой культуры. Современному горожанину сложно воспринять фольклор – чуждую ему составляющую культуры, но авторское музыкальное самодеятельное творчество будет им осмыслено и понято, подвергнется определенному воздействию для изменения.

Авторское музыкальное самодеятельное творчество (далее АМСТ) традиционно является составной частью культуры российского общества, формой самоорганизации, возродившейся в годы «оттепели» как неофициальная музыкально-поэтическая составляющая культуры, завладевшая на многие десятилетия умами передовой части общества – интеллигенцией, студенчеством. Отмена в нашей стране цензуры в начале 1990-х гг. XX века, появление гражданских прав и свобод в обществе, формализация движения во многом изменили его сущность и формы. Богатейшее культурное наследие может быть утрачено, поглощено массовой культурой. Многие корифеи движения считают, что оно изжило само себя. Несомненно, «авторской песни» в советском понимании этого слова уже нет, но так как явлению не десятки, а сотни и тысячи лет, то оно не может исчезнуть в одночасье. На наш взгляд, современная авторская песня должна вобрать в себя все то лучшее, что было создано в советское время, и приспособиться к существованию в свободном обществе и к экономическим реалиям сегодняшнего дня. Современная социокультурная ситуация в России способствует трансформации явления на новом витке развития цивилизации и востребованности в будущем.

Реферат опубликован: 19/01/2010