Возникновение музыки

Страница: 3/8

(человек разумный – человек музыкальный)

Охота выдалась удачной. Теперь все начина­ют готовиться к празднику, который со­стоится на большой поляне перед жили­щами.

Но прежде чем соберется все племя, двое самых рослых и ловких охотников, став посреди поляны, выгоняют из деревни злых духов. В ру­ках они держат особые, предназначен­ные специально для этой цели, тростниковые трубки, украшенные цветными перьями. Вот один из них, приложив инструмент к губам, с силой начинает дуть в него, изредка меняя положение пальцев на голосниковых отверстиях. Это он своей «заколдованной» дудкой созывает всех злых духов. Затем, ког­да они «слетятся», вступает второй музыкант. Заслышав звуки его инстру­мента, духи «исчезают» в чаще леса.

Теперь можно начинать праздник .

Таков был один из многих обрядов, связанных с музыкой у первобытных людей. Эти обряды, порой странные, иногда не вполне объяснимые, сохраня­лись веками и существуют у некоторых народов Африки и по сей день. Напри­мер, с незапамятных времен бытовал обычай, согласно которому каждый мужчина племени должен был непре­менно уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Если семья принадлежала к древнему роду, то ее члены как реликвию хранили фамильную мелодию, сочиненную одним из предков и, конечно же, не похожую на мелодии других семей.

Не обходилось без музыки и во время ритуала посвящения в мужчины. Первобытному юноше, чтобы соплеменники начали считать его взрослым, надлежало метко стрелять из лука, быстро лазать по деревьям, ловко запрячь буйвола и неслышно под­красться к добыче. Но, оказывается, этого, было не­достаточно. Никто не признает юношу полноправным мужчиной, если он не сможет продемонстрировать свое искусство игры на бамбуковой или тростниковой дудке, и не только губами, но и носом. Причем надле­жало исполнить свою собственную, сочиненную спе­циально для этого момента мелодию. Задолго до испытания юноша уходил куда-нибудь подальше от деревни, чтобы никто не подслушал мелодию, и часа­ми упражнялся, выдувая из незатейливого инстру­мента грустный монотонный напев.

Музыка была составной частью разнообразных обрядов, бытовавших практически у всех народов древности. Вот почему нередко говорят, что одним из источников происхождения музыки стала обрядовость. Древние музыкальные обычаи являлись сильными стимулами к сочинительству. И ничего, что инструменты наших предков были несовершен­ны, а мелодии однообразны. В главном — непосред­ственности исполнения, увлеченности и полной само­отдаче музыке — первобытные музыканты ничуть не уступали тем, кто посвятил себя искусству звуков спустя многие и многие столетия. Им было неведомо то разделение на специальности, которое произойдет с музыкантами в далеком будущем. Они и первые композиторы, и исполнители, и, конечно, мастера музыкальных инструментов. А раз каждый должен иметь свою мелодию, то, разумеется, и инструмент его не может быть похож ни на чей другой. Ничто не сковывало фантазию умельца, из рук которого выходи ли такие причудливые инструменты, как огромные тростниковые трубки и свирели, немыслимой длины трубы из коры или совсем уж странные инструменты, выдолбленные из бивня слона.

Разве все инструменты перечислишь! Да и существенно ли, какой они формы или размера? Важно, что из каждого льется не похожая на другие мелодия.

О загадочные и неповторимые мелодии первых музыкантов! Хотелось выразить в них все: шум леса и всплеск воды, и голоса птиц, и рев умирающего зверя, свою радость и печаль.

Маленькая терракотовая скульптурная группа выполнена безвестным ваятелем несколько тысяч лет назад. Она изображает домашнюю сцену: четыре женщины, стоя рядом, раскатывают тесто, а пятая — немного поодаль — играет на флейте. Какая, каза­лось бы, связь может быть между приготовлением хлеба и музыкой? Дело в том, что в древности музы­ка была частью трудового процесса. Чаще всего ра­ботали под ритмичные звуки ударных или флейты — популярнейшего в то время духового инструмента.

Музыка была не только помощницей в работе. Трудно перечислить все области жизни древнего че­ловека, в которых она участвовала. С помощью зву­ков музыки происходили, например, усмирение и дрессировка диких животных или заманивание в сеть рыбы. Так наши далекие предки всем своим жизнен­ным укладом как бы утверждали то, во что свято ве­рили: музыка обладает волшебной силой.

В незапамятные времена родился греческий миф об Орфее, о великой всепобеждающей силе музы­кального искусства. Это один из самых любимых и популярных мифов, повествующий о том, как вол­шебному пению Орфея, звукам его золотой кифары подчинялись не только люди и животные, но даже скалы и деревья становились подвластными ему, а реки, заслушавшись его музыкой, останавливали свое течение.

Реферат опубликован: 11/08/2007