Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена

Страница: 3/7

Столица Австрии поразила 17-летнего провинциального юношу раз­махом музыкальной жизни. В этом городе все пело.

Незадолго до приезда Бетховена в Вене были поставлены две оперы Моцерта, однако композитор нашел время выслушать молодого Бетхове­на. Тот импровизировал на заданную Моцертом тему. И Моцерт сказал : " Обратите на него внимание, он всех заставит о себе говорить". Бетховену удалось взять несколько уроков у Моцерта, но внезапное известие о тяжелой болезни матери заставило его поспешно покинуть Вену.

Вернувшись в Бонн Бетховен застал мать при смерти. Мария - Маг­далина умерла от чахотки на руках у сына, который хранил ее святой образ до конца жизни. Но горе, которое на него обрушилось подорвало его силы: он вскоре заболел тифом, осложнения после которого мучили его всю жизнь; затем пришла оспа. Но это не сломило Людвига, поте­ряв мать он стал главой семьи и занялся воспитанием братьев. Отец к тому времени совсем спился, а через пять лет умер. Вдова придворно­го архивариуса Елена фон Брейнинг заменила Людвигу мать, а дочь, 15-Лорхен, которой Бетховен давал уроки на клавесине, первое робкое чувство в душу 17-летнего юноши, бетховен посвятил ей свои ранние произведения.

Бетховен с первого взгляда привлек к себе внимание. У него ха­рактерная, зопоминающаяся внешность.Перенесенная в 17 лет оспа нав­сегда оставила свои следы на лице и сделала Бетховена близоруким.

1) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества.

- М., 1966г., стр. 13.

Осенью 1789 года Бетховен поступил в недавно открывшийся Бонн­ский университет на философский факультет.

В первых числа ноября 1792 года Бетховен на всегда простился с родным городом. Последние, что он видел на родине, - величественный Рейн, тоска по которому не покидала его всю жизнь. На правом берегу Рейна происходило передвижение прусских и австрийских войск (война на Рейне между французами и немцами). Почтовая карета мчалась во весь дух, так как и почтальону и пассажирам угрожали многочисленные опасности военного времени. Молодой боннский музыкант спешил в му­зыкальную столицу мира - навстречу успехам, славе, тяжелым страда­ниям и смерти в такой же бедной комнате, как и та, в которой он ро­дился. Но за ее порогом Бетховена ждало бессмертие.

3) Встреча с Веной.

Бетховен прибыл в Вену для того, чтобы усовершенствоваться в своем искусстве у Гайдна. Начались уроки. Однако вскоре они стали тяготить обоих. В 1793году с Иоганном Шенком. И они стали занимать­ся вдвоем, втайне от Гайдна.

Гайдн и Бетховен принадлежали не только к разным поколениям, но и к разным эпохам. Их взгляды на жизнь и искусство формировались по-разному. Бетховен многому научился у Гайдна, но пошел по другому пути, отражая в своем творчестве идеи и чувства бурного революцион­ного времени.

После Гайдна учителем Бетховена около полутора лет был Иоганн Альбрехтсбергер. Но оба так и не нашли взаимопонимания. Учитель считал, что Бетховен ничему не научился у него.

Последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена был Ан­тонио Сальери.

Но не только и не столько непосредственно учителя, сколько вся музыкальная атмосфера Вены способствовала быстрому созреванию та­ланта Бетховена.

а) Игра Бетховена.

Манера игры Бетховена резко противостояла распространенному стилю исполнительства того времени. Бетховен не владел той легкой, "жемчужной" техникой, которая была присуща лучшим исполнителям XVIII века. Он с презрением именовал ее танцем в воздухе и противо­поставлял ей связанную игру легато, подчеркивая характер пения, при котором не должна быть слышна перемена пальцев, ибо на рояле надо играть так, как будто ведут смычком по струнам.

Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось 30

марта 1795 года. Это была благотворительная "академия" в пользу

вдов и сирот музыкантов.

в) Бетховен - композитор.

Вскоре пришло признание Бетховена - композитора. В 1795 году в Вене были изданы его первые фортепьянные сочинения - 3 фортепьянных трио. Успех был велик.

Молодой Бетховен верит в свою силу и свое предназначение. Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет создано 15 фортепьянных сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта. Среди первых сонат Бетховена особую популярность завоевала восьмая.

Реферат опубликован: 28/03/2009