Музыка

Страница: 2/3

внимание к себе как к театральному композитору своей оперой "Ипполит".

Это с начала до конца оригинальное, типичное французское произведение:

все в меру, все ясно, все взвешено, чувство умерено разумом,, вкусом и

привычной дисциплиной человека, сдерживаемого рамками общесвенной

вежливости, галанстности и иронии. Музыка Рамо - полный контраст с

чувсвенной обнаженностью итальянской лирики и с немецким "погружением

в себя", в личную психическую жизнь. Правда, в творчестве Рамо -редкий

случай-слились великий композитор и великий теоретик. Темперамент

композитора охлаждается рассудочностью исследователя, и, наоборот,

умозрительные выводы подержаны комозиторской проницательностью и

чувством, ибо тероетические работы Рамо все-таки скорее работы

практика-музыканта, идущего от опыта, чем подлинного мыслителя.

Другое типично французское качество музыки Рамо - ее изобразительность, пластичность и театральность. Театр до конца 19 столетия был одним из самых важных органов французской интеллектуальной жизни. Большая часть, если не вся французкая музыка17 и 18 века и дальше, включая Берлиоза, изобразительна и пластична и является музыкой театра и балета. Вся концертная и камерная музыка Франции от сюит Куперена до оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре

- сифонии и оратории Берлиоза - связана с театральностью. Вот

еще несколько опер Рамо: Галантные Индейцы (1735), Кастор и Поллукс

(1737) Торжества Гебы (1739) Дарданус (1739).

Столь важная для истории музыкальной драмы реформа Глюка точкой отправления имела неаполитанскую оперу, но сама реформа произошла на французкой территории. В своей музыке Глюк выразил новые идеалы своей эпохи и создал произведение, до сих пор сопротивляющееся времени. Античный миф ожил в искренней и задушевной, кристаллически я сной музыке и в незамысловатом действии:ни интриг, ни интермедий, ни второстепенных персонажей (один жалкитй амур фигурирует, как уступка старым оперным вкусам). Хор и балет образуют органические звенья в действии, ане случайные вставки. Знаменитое "нет" - суровый ответ теней ада на мольбы Орфея - один из сильнейших драматических эффектов, танцы и пение в Елисейских полях - один из трогательнейших моментов во всей театральной западноевропейской музыке.

"Орфей" был сочинен на итальянский текст, и главная роль еще предназначалась для альта. Но итальянцы, привыкшие к полнокровной чувственной мелодии и богатству колоракультуры, не поняли простоты драматически выразительнойц музыки "Орфея". Глюк продолжал свое и предложил венецианской публике "Альцесту", а за ней еще одну оперу "Парис и Елена".

В творчестве Генделя(1685-1759) и Баха немецкая музыка первой половыны 18 века выдвинула две гигантские недосягаемые вершины. В начале своей карьеры Гендель испытывал на себе неаполитанское влияние. Поскольку оно было господствующим, такой властный талант, как талант Генделя, не мог пройти мимо него, не преодолев его и тем самым не обогатив своей техники. Его ранние произведения в итальянском стиле не лишены выразительной красоты, но они не дают еще всего Генделя. То, что было в нем лучшего и оригинального, не могло сполна проявиться в чуждых ему формах. Как Глюк (и как впоследствии Моцарт), он должен был создать свое собственное искусство. Англия, с ее вековой, крепко организованной хоровой культовой музыкой дала ему в руки верное средство воздействия. Лично для него тяжело было вынести неуспех его опер и всей его борьбы за оперное дело, но для музыки провал Генделя в этой области надо считать безусловно хорошим исходом: неудачи открыли Генделю глаза и направили его на верную дорогу, може быть, против его воли. Гендель писал оратории - по сущности -музыкальные драмы. Вот все значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия (1742) Ацисс и Галатея, Эсфирь - 1732, Дебора - 1733, Празденство Александра или

Реферат опубликован: 16/03/2009