Развитие русского хорового исполнительства в России

Страница: 10/14

В отличии от первого Концерта, в нем звучит философское размышление о прожитой жизни.

Года уходят, но в нашей памяти все живет и остается навсегда. Концерт № 32 «Размышление» - считается одним из лучших произведений Бортнянского, его вершиной в хоровых концертах. Текст его заимствован из 38-го псалма, передает предсмертную мольбу, полную тихой и грустной мелодии. Глубоко проникновенная музыка звучит сдержанно, порой даже затаенно. В концерте нет ярких контрастов, он отличается единством и цельностью выражения. Характерно преобладание тихой, мягкой звучности: 1-я часть почти все время звучит на и только в короткой четырехтактовой кульминации, встречается . Концерт № 32 написан на слова А. Машистова, но есть еще и старославянский текст для смешанного хора и солистов. Начинается концерт тремя солирующими голосами – сопрано, альт, тенор, напоминая фактуру канта или псалма. В верхнем мелодическом голосе выделяются скорбные секундовые интонации вздохов, прерываемые паузой.

После солистов вступает весь хор, сначала тенора и басы, после к ним присоединяются сопрано и альты.

В мелодии важно выделить каждое слово, так как оно несет смысловую нагрузку, тем более, что над нотами обозначены акценты. Композитор использует элемент иммитационный полифонии, со вступлением каждой партии звучит все более решительнее, заканчивается этот эпизод на .

После решительного , звучит спокойная и строгая мелодия, она является завершением I части.

II-часть отличается от I части не только динамическими оттенками но и темповым отклонением и характером. Она звучит в новой тональности-

темп еще медленнее чем в I части .

II- часть по объему самая короткая, она написана в строгом хоральном изложении, и представляет собой лишь краткий эпизод. Единый динамический оттенок на протяжении всей части - pp.

Заканчивается II – часть словами”…тот кто всю жизнь смело до конца отдает за правду”, на тонике в основной тональности

Помимо смены тональности здесь происходит смена размера темпа. После длительной ферматы, темп с меняется на , а размер ¾ , переходит на 4/4.

III – часть фуга, звучит в темпе

Развернутая финальная фуга по длительности превышает обе предыдущие части. Голоса в экспозиции группируются попарно со стретным вступлением четких голосов

Длительное распевание слогов в середине III части придает концерту насыщенность и красоту. Голоса в каждой партии поют поочередно распевая слог, который равен целой ноте. Распев одного слова начинается на третью долю такта, а заканчивается на вторую.

Фуга – есть кульминация всего концерта, здесь происходит нарастание мелодии, которое приводит к . после проведения мелодии альтами и басами на , плотное насыщенное звучание меняется на едва уловимый хорал, который и заканчивает весь концерт словами”…Кто всю жизнь свою отдает за правду…”.

Хоровой концерт № 32 написан в сложной 3-х частной форме для 4-х голосного смешанного хора и солистов. I часть – 58 тактов, II – часть - 32 такта и III часть – 112 тактов. Фактура концерта гомофонно-гармоническая с полифоническим изложением. I и II части написаны аккордовой фактурой с элементами иммитационной полифонии, III – часть фуга, здесь каждая партия проводит свою тему поочередно. Характер фактуры определяет и внутреннее движение хора: голоса то сходятся, то образуют плотную многоголосную ткань. Композитор по разному излагает фразы , аккорды. Звукоизобразительность часто возникает как импульсный отклик на текст псалма. В музыке Бортнянский передает мольбу человека различными музыкальными средствами выразительности: акцентами, паузами, сменой темпа и ритма.

Характер движения мелодии таится в народно-песенных истоках. Различные ходы на квинту, сексту, октаву, сменяются плавной поступенностью, опеваниями исходного звука. Мягкая поступенность с движением мелодии вниз к тонике, иногда заканчивается резким широким ходом. На протяжении всего Концерта встречаются отклонения от основной тональности , в тональности

Это может изобразить схематически: Как видно из схемы, композитор не использует широкий круг тональностей: I часть полностью звучит в , во II части ярко выражен переход в

Реферат опубликован: 13/08/2006