Русская музыка в конце XVIII столетия

Страница: 5/7

Как и в других областях русского искусства, в русской музыке нашли отображение различные стилистические направления, сложившиеся в европейском искусстве XVIII столетия, - классицизм, сентиментализм, реализм. Но положение музыки было неодинаковым с литературой, архитектурой и живописью, ибо русская композиторская школа ко времени ее формирования была самой молодой среди различных художественных школ нашей страны.

Активно развивается в XVIII архитектура русского классицизма.

Наглядно эволюционирует и русская живопись, преодолевая условность сухого академизма и углубляя свое реалистическое содержание в искусстве портрета.

Музыка же конца века, естественно, не дает столь ясной картины последовательной эволюции. Русская композиторская школа, развивавшаяся на протяжении всего лишь тридцати лет, не могла за столь короткий срок пройти весь этот сложный путь; в ней не успели оформиться с той же законченностью художественные направления, которые нашли более полное выражение в смежных искусствах, Применительно к музыке можно говорить скорее о своеобразном усвоении, обобщении этих различных стилистических направлений при общей устремлённости крупных композиторов к национальной самобытности своего искусства.

Явственно прослеживается в русской музыке и влияние классицизма,

этого господствующего художественного направления XVII-XVIII веков.

В настойчивом стремлении русских музыкантов овладеть конструктивными законами музыкального искусства, сложившимися музыкальными формами, в уменье подчинить свои замыслы строгой логике музыкального мышления нельзя не усмотреть воздействия эстетики классицизма, с её идеалом гармонии форм, пластических образов, ясности выражения. Наиболее отчетливо и наглядно этот эстетический идеал выразился в творчестве Бортнянского - крупнейшего русского композитора XVIII века - в его хоровых композициях, сонатах и увертюрах.

И вместе с тем все эти художественные течения, присущие мировой культуре XVIII века осваивались русскими музыкантами отнюдь не механически, и было бы грубой, ошибкой рассматривать русскую музыку этого столетия только с точки зрения подражания западноевропейской культуре.

Осваивая достижения западноевропейской музыки, русские композиторы сумели проявить к ним творческое отношение, использовать их в духе своей национальной культуры.

Русские композиторы XVIII века стремились выразить в музыке свое национальное содержание, свою тематику, свой образный строй.

Процесс освоения основных форм профессиональной музыки носил у них творческий характер прежде всего потому, что в эти традиционные формы они стремились вложить оригинальное, самобытное содержание и опирались при этом в первую очередь на русскую народную песню.

Народная песня - главный источник творчества композиторов XVIII века.

3.2 Народная песня.

Развитие профессионального композиторского творчества в России началось с изучения народной песни. Только в XVIII веке ее впервые стали записывать, разрабатывать, изучать. Эта сложнейшая задача привлекала в то время не только музыкантов, но и крупнейших писателей, поэтов, ученых. Не случайно к концу XVIII столетия относится создание первых научных трудов о музыкальном творчестве русского народа.

Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу.

К XVIII веку относится формирование городской песни.

В громадном большинстве песенных сборников XVIII начала XVII века

отражен именно этот слой народной песенной лирики, связанной с городской традицией.

В XVIII веке впервые появились нотные записи народных песен.

Интерес к народной песне был вызван высоким подъемом русской национальной культуры и национального самосознания.

Последние десятилетия XVIII века ознаменовались выходом в свет первых печатных нотных сборников русских песен.

Первые печатные сборники народных песен послужили прочной основой для композиторского творчества. Они обильно использовались в русской музыке конца XVIII - начала XIX века.

Особое место среди песенных сборников XVIII века занимает так называемый "Сборник Кирши Данилова", составленный в середине XVIII века в Западной Сибири. Сборник этот долгое время существовал только в рукописи и был впервые издан (без нот) в 1804 году под названием "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым".

Реферат опубликован: 29/07/2009