Русский рок

Страница: 13/14

Сказка и реальность песни "Терпсихора"

Меня морочит злая кровь, Моя весна вернется вновь, Туда, куда ты так хотела. Л. Федоров.

Прежде всего, хотелось бы дать определение термину "сказка". Это понятие взято в более глубоком, расширенном понимании. Сказка - миф, мечта, ирреальное, чудесное и ,увы, зачастую несбыточное. Иррациональное, удивительное, оторванное от реальности. Песня построена на противопоставлении мечты (сказки) и реальности, которые не могут сосуществовать друг с другом.

I

Начало песни - это: "Странные игры ведет со мной Терпсихора". В этой строчке уже появляется главная героиня - античная муза танца. Танец - это пластика, гармония души и тела, выражение духовного настроя. Искусство движения, экспрессия. Странные игры ведет муза. Игра - это несомненная загадка, мистика. Игра воображения, породившая прекрасное видение. Терпсихора - хозяйка этой игры. Следующая строка разрушает воздушность, мистику. "Все время танцует передо мной абсолютно голой". Появляются временные рамки, а точнее, их отсутствие. "Все время" - длительность, повторяемость, может быть, надоедливость, не прекращающееся движение. Муза абсолютно голая. Подчеркивается полное отсутствие одежды. Нагота - это красиво (в античности люди любили свои тела и не стеснялись их; существовало понятие калокагатии - гармонии духовной и физической красоты). Это чувственность, откровение. По мнению Д.С. Лихачева, нагота - освобождение от грехов, забот, суеты мира, святость. Но нагота может быть и пошлой. "Танцы в постели" - сочетание высокого (искусства, гармонии) и низкого (плотской любви). Низкое пытается стать высоким: "в потолке, на столе". Но попытки взлететь не увенчиваются успехом. Необычному полету мешают обычные вещи, предметы обихода: потолок мешает увидеть небо, стол придает ощущение приниженности, реальности, обыденности. "Что нас тянет друг к другу столько лет". Неведомая сила влечет героев, как магнит. Сказочная сила, не дающая возможность подчиниться разуму. Опять возникает время. "Столько лет" - бесконечность. Как в сказке: они жили долго и счастливо. Как долго - неважно. Важно то, что они вместе, и никого, кроме друг друга им не нужно.

II

Интересно то, что на протяжении всей песни ни разу не упоминается слово "любовь". Есть либидо - научное определение любви. Психическая энергия, сексуальное влечение. Любовь - механизм, танец в постели, сексуальное удовлетворение. Не для другого, а для себя. "Это либидо лежит на дне бензобака". Оно бездействует. Не возникает в герое, не влечет его, не побуждает на какие-то действия. Оно внизу, на дне. Бензобак - огнеопасное место. Огонь - символ страсти (он может быть адским, всепоглощающим, но может быть и Божественным, очищающим). При попадании искры в бензобак все взорвется. Проснется страсть, либидо. Но бензобак - это же и часть машины, механизма (героя??). Сочетание живого и неживого (огонь загорается искусственным путем). "Об этом знает любая аспирантка филфака". Почему аспирантка, а не студентка, например? Опять всплывает образ науки. Наука - систематизация. Человеку свойственно все упорядочивать, систематизировать даже то, что систематизации не подлежит, то есть, чувства. Филфак - тоже систематизация, но языка, его анализ. Стоит заметить, что филфак может быть не филологическим, а философским факультетом. Философия дословно - это любовь к мудрости (то есть, к разуму, а не к чувствам). Это поиски смысла жизни. Далее вновь упоминается имя музы: "Терпсихора не в курсе, Терпсихора права". "Не в курсе" - это потеря пути, неизвестность, отсутствие направления, недоумение (таинственность). "Терпсихора права" - признание того, что ничего нет. Надо жить так, как живешь, наслаждаясь каждым мигом. "Она льет спирт по бокалам из рукава" - прямая ассоциация со сказкой Пушкина о превращении, о прекрасной царевне, мечте. Спирт по бокалам - попытка совместить несовместимое. Спирт обычно пьют из стаканов. Бокалы - романтика, возвращение в прошлое. В данном случае это - претензия на высоту при ее отсутствии. Спирт - алкоголь, дающий забвение, беззаботность, осуществление мечты, рай.

III

"Утром в крови будет пять промилле" - безумное количество алкоголя. Кончилась ночь - время сказки, исполнения желаний. Все прошло, исчез сон, наступила реальность. "И бензиновый датчик опять на нуле" - герой исчерпывает себя. Страсть, огонь улетучивается. "Опять" - повторяемость всего происходящего. Так будет всегда. "Ничего не случится с той, на кого я смотрю". Повседневность дает уверенность во всем происходящем. "Терпсихора танцует, а я пою" - это как заклинание, выход душевной энергии. Но увы, песня заканчивается упоминанием времени, бесконечностью. "Ты все танцуешь, я все пою". Словечко "все" придает чувство безысходности. Обращение к Терпсихоре в самом конце песни - обращение к мечте, возможно, призыв о помощи.

Реферат опубликован: 2/10/2006