Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре

Страница: 19/35

Типичные изменения работоспособности студентов во многом оп­ределяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда наи­более сложные для освоения учебные дисциплины планируют на 2— 3-ю пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные — на пер­вые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физи­ческой работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.

Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год. В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3—3,5 нед. (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособ­ности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11 — 13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями — работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспо­собности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом вра­батывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 нед. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля ха­рактеризуются высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдают­ся признаки снижения работоспособности, обусловленные кумуля­тивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в пе­риод экзаменов снижение работоспособности выражено резчем в первом полугодии. Процесс восстановления в первые 12 дней кани­кулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зим­ними каникулами) отличается более медленным развитием, вследст­вие значительной глубины утомления. На рис. 4.5 представлено из­менение умственной и физической работоспособности студентов в учебном году.

Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года) изменение умственной работо­способности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для планирова­ния мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятель­ности и отдыха студентов, в частности, применением средств физичес­кой культуры и спорта.

43. Дыхательные пробы их значение и содержание.

44. Интерпретация показателей физической подготовленности.

45. Особенности занятий физкультурой и спортом в режиме учебного дня, учебной недели, учебного года.

Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это общество должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают влияние на изменение работоспо­собности студентов.

Чтобы убедиться в правильности такого утверждения, был прове­ден годичный эксперимент, в котором проверялась целесообразность проведения учебных занятий в такие периоды учебы, когда снижается работоспособность и ухудшается самочувствие; в конце учебного дня (на последней паре занятий), в начале и в конце недели (понедельник, пятница). Полученные сведения сравнивались с данными студентов, где занятия проходили с обычным планированием. В результате экс­перимента установлено, что все изучавшиеся показатели: работоспо­собность и самооценка настроения, активность, самочувствие на от­дельных отрезках учебного года оказались существенно лучше в груп­пе с экспериментальным режимом занятий. Так, если к концу недели качественный показатель работоспособности снижался в среднем до 46% в группе с обычным планированием занятий, то в эксперимен­тальной лишь па 13,2%. К концу семестра соответственно на 42 и 15%;

Реферат опубликован: 6/02/2010