Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре

Страница: 28/35

Далее преподаватель сосредотачивает внимание студен­тов на своих словах и старается ввести их в состояние ре­лаксации (расслабления и успокоения). Делать это нужно с помощью следующих словесных формул:

Все внимание только на моих словах .

Руки расслабляются .

Все больше и больше расслабляются руки .

Расслабленные руки .

Руки начинают теплеть .

Все больше и больше теплеют руки .

Плечи теплые ., предплечья теплые ., кисти теплые, кончики пальцев теплые .

Все внимание только на моих словах.

Далее преподаватель четко и коротко в императивном тоне излагает основные моменты плана, занятия. Например:

«сначала бег в равномерном темпе 6 кругов, затем общеразвивающие упражнения и развитие силовых качеств, в за­ключение—игра в баскетбол».

После этого следует заключительная часть настройки, задача которой—мобилизовать психофизические возможно­сти студентов и повысить желание заниматься. Для этого им предлагается сильно выдохнуть, открыть глаза и одновре­менно с медленным вдохом через нос согнуть руки в локтях, напрягая мышцы плечевого пояса и туловища (как бы де­монстрируя свои бицепсы), и почувствовать их сильными и упругими. При этом с помощью следующих формул внуша­ется, что тело наливается силой и энергией:

Все тело наливается силой и энергией!

Энергия переполняет вас!

Это упражнение выполняется 1-3 раза до четкого ощуще­ния силы и энергии в мышцах. После чего студенты по команде: «Вы на лыжах» встают в стойку лыжника на слег­ка согнутые ноги и, представляя себя бегущими по лыжне, выполняют попеременные движения руками, как бы оттал­киваясь лыжными палками. При этом в такт с этими дви­жениями делаются пружинящие движения на ногах не сходя с места. Предлагается представить себя вбегающим на мно­голюдный, шумный и пестрый стадион, где предстоит фини­шировать. Преподаватель эмоционально сообщает, что до финиша остается 20-30 м, а впереди, в нескольких шагах. бежит ваш основной соперник, которого нужно обогнать во что бы то ни стало. Студенты ускоряют движения, учащают с радостной улыбкой и ликованием.

Всего лишь около минуты длится данное упражнение, но и его почти всегда достаточно, чтобы студенты возбудились и им захотелось заниматься. По их отзывам, после настройки организм как бы сам просит работы и жаждет движения. Поэтому они сразу же активно и эмоционально включаются в занятие.

Эффект этого упражнения во многом зависит от яркости и четкости представлений и переживаний предлагаемой си­туации.

Настройку можно усилить за счет упражнений, основан­ных на выполнении различных поз и движений с эмоцио­нальным воспроизведением определенных звуков.

Например, чтобы вызвать у студентов чувство азарта, воодушевления, желания заниматься, рекомендуем проде­лать упражнение «прыжок орла». Для этого нужно расста­вить ноги на ширину плеч, полуприсесть, расправить руки— «крылья» назад—в стороны, растопырить пальцы—«ког­ти», прогнуться и запрокинуть голову, исказить лицо (маска агрессии) и напрячь все мышцы.

Далее преподаватель произносит следующие слова: «Сей­час я буду считать до 10 и под каждый счет вы должны де­лать амортизирующие движения на ногах, представляя в них сильную стальную пружину, готовую распрямиться и под­бросить вас в воздух; при счете 10 нужно сильно выпрыг­нуть вверх со взмахом рук и с боевым кличем «а-а».

Это упражнение позволяет мгновенно входить в состоя­ние азарта с желанием двигаться, а значит и заниматься.

Вся психическая настройка занимает от 2-х до 3-х минут. По мере овладения настройкой может сокращаться число словесных формул и упражнений. Эффект настройки обус­ловлен тем, что при вхождении в состояние релаксации мозг человека становится повышенно внушаем и лучше усваива­ет поступающую информацию. Это позволяет сформировать у студентов четкую установку на занятие, а с помощью спе­циальных приемов—значительно активизировать их и повы­сить желание тренироваться.

В тех случаях, когда настройка проводится на воздухе в очень плохую погоду (дождь, холод, мороз), можно начи­нать ее сразу с короткого изложения плана занятия и тут же переходить к мобилизующей части, минуя введение в состояние релаксации.

Реферат опубликован: 6/02/2010