Спорт как специфический вид человеческой деятельности

Страница: 2/7

примата двигательной активности приводит к возникновению весьма

неполных концепций.

Необходимо заметить, что рассмотрение физической культуры в

общефилософском аспекте - явление весьма древнее. Системы боевых

искусств Востока развивались в тесной связи с мировоззренческими

системами, включающими философию, религию и психологию [1, c.

25, 55]. Наиболее эффективные школы боя разрабатывались в

монастырях дзэн (чань), а также даосами. Ни дзэн, ни даосизм

нельзя назвать отвлеченно-философскими системами, поскольку для

них характерна непосредственная приложимость основных принципов в

повседневной жизни [10, c.22]. С другой стороны, в них имеются

весьма упорядоченные представления о структуре мироздания, хотя

изложение этих представлений в Дзэн достаточно своеобразно.

- 6 -

Однако рассмотрение физической активности и физической культуры

в рамках упрощенного, грубо материалистического подхода некоторое

время доминировало в зародившейся на рубеже столетий теории

физической культуры. По сути, физкультурно-спортивная

деятельность трактовалась как чисто двигательная, а остальные

составляющие считались производными.

В настоящее время наблюдается тенденция возврата к целостному

восприятию физической культуры как явления, взаимосвязанного с

другими областями человеческой деятельности. Резкое отграничение

ее от культурной традиции, характерное для ранних периодов,

сменилось системным подходом, охватывающим все грани

совершенствования человека.

Тем не менее, использование системного подхода в анализе

спорта достаточно часто наталкивается на попытки

"объективизированного" рассмотрения человеческой телесности как

"данного извне" феномена. Следовательно, сам спортсмен и его

организм представляются как средство достижения результата.

Интуитивно ясно, какие последствия влечет за собой такой подход,

однако раскрытие его методологической ущербности требует

детального анализа спорта как специфического вида деятельности.

- 7 -

Глава 2. Применение общих принципов в анализе частных вопросов теории спорта

Спорт как вид деятельности

Общепринятого определения понятия "спорт" в современной

литературе мы не обнаружили. Практически каждая работа,

посвященная фундаментальным проблемам спортивной деятельности,

содержит свое определение, подчеркивающее те или иные стороны

этой деятельности. Например, в Толковом словаре спортивных

терминов в статье "Спорт" говорится: "Спорт. Составная часть

физической культуры; средство и метод физического воспитания

человека; соревновательная деятельность и подготовка к ней, а

также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с

этой деятельностью". В [7] имеется шесть различных определений

спорта, в том числе: "Игровое состояние или другое приятное

времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и

определенной физической подготовки" (Всемирный энциклопедический

словарь); "совокупность взглядов, мероприятий, средств и

деятельности, направленной на достижение высоких результатов в

соревнованиях" (Немецкий лексикон, 1976); "система организации и

проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по

различным комплексам физических упражнений" (Большая советская

энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1976). Авторы словаря

останавливаются на следующем определении: "Спорт есть

специфический вид деятельности, специально организованный

процесс, направленный на выявление предельных возможностей

человека".

- 8 -

Евстафьев [8, с. 34] определяет спорт как "специфический вид

деятельности, специально организованный и сознательно управляемый

процесс, направленный на всестороннее физическое и духовное

развитие людей, подготовку их к труду и защите Родины, а также

формирование у наиболее талантливой молодежи высокого спортивного

Реферат опубликован: 3/01/2008