Физическая культура в системе социальной работы с населением

Страница: 5/8

Досоциалистический период в развитии физической культуры не может быть сведен лишь к созданию системы физи­ческого воспитания, угодной правящим классам. В это время про­должали существовать самобытные народные методы и практика физического воспитания, которые хотя и не сложились в закон­ченную стройную систему, но создали предпосылки для возникно­вения такой системы после победы Великой Октябрьской социа­листической революции. Внутри буржуазного общества зрели идеи социального переустройства на принципах равноправия, свободы и братства. Идеи великих гуманистов, социалистов-утопистов распространялись и на физическое воспитание. В частности, идеи русских революционеров-демократов сыграли значительную роль в формировании теории физического образования П. Ф. Лесгафта - самой передовой для своего времени. Но в капиталистиче­ском обществе передовые, гуманные идеи могли существовать только на уровне теории, так как реализация какой-либо системы воспитания, и физического воспитания в том числе, требует ма­териальной основы, затраты средств и поддержки правительства.

Вследствие глубоких социально-экономических и политических изменений в нашей стране физическая культура и спорт преврати­лись в глобальный культурно-социальный феномен.

Социальное, политическое, культурное и воспитательное значе­ние физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных производительных сил. Одновременно усиливается роль физической культуры и спорта в борьбе прогрессивных сил за сохранение и укрепление мира, за расширение сотрудничества меж­ду народами, предусматривающего взаимное уважение и понимание.

Физическая культура и спорт, представляя собой субъективный и объективный аспект жизни людей, играют огромную роль в фор­мировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспо­собности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства. Тем самым они обогащают творческие способности людей, культуру, образова­ние, воспитание, вселяют в них жизнерадостность, повышают тру­довую активность, являются совершенным фактором формирова­ния образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

История показывает, что общество испытывает постоянную по­требность формировать необходимые в жизни человека двигатель­ные навыки (ходьба, бег, плавание и т.п.), развивать до оптималь­ных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т.п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и дру­гих видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.

Роль двигательной активности в укреплении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал дви­жение “целительной частью медицины”. М.В. Ломоносов в извест­ном письме “О сохранении и размножении Российского народа”, представляя широкую программу развития здравоохранения в Рос­сии, обращает внимание на необходимость серьезного развития фи­зической культуры и спорта.

Следует особо подчеркнуть самую главную социальную роль, которую играет каждый человек: он должен быть готов не просто к условиям производства неорганического тела цивилизации, но и к воспроизводству человека. Отсюда и высокий долг родителей — вос­питать детей достойными членами общества, в котором им пред­стоит жить. Для этого мало заботиться только об умственном и ду­ховном развитии, эстетическом и трудовом воспитании ребенка. Надо еще вырастить сына или дочь физически сильными, крепки­ми, красивыми. Непреложная истина — здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем здоровье предшествующего.

Возможности физической культуры в сфере социальной защиты людей безграничны. Раскрыть здесь всю методику реабилитационной или рекреационной работы с по­мощью физической культуры не представляется возможным. Но пе­речислить основные направления и практическую значимость про­сто необходимо:

Реферат опубликован: 2/04/2008