Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

Страница: 5/12

При разработке учебных нормативов по физической подготовке учащихся необходимо руководствоваться методическими указаниями и требованиями программы физического воспитания учащихся городских и сельских школ.

Проверку и оценку физической подготовленности учащихся следует осуществлять на занятиях систематически в по­рядке текущего контроля и в конце периодов обучения. Для анали­за и оценки результатов, достигнутых группой в целом и каждым учащимся, сравнивают данные первоначальных и повторных про­верок.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Одна из главных задач общей физиче­ской подготовки в школах - воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств.

С физиологической точки зрения все­сторонняя подготовка базируется на уче­нии И. П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимно обусловлены все качества чело­века. При этом развитие одного из ка­честв .положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в разви­тии одного или нескольких задерживает развитие остальных.

Принцип всесторонности физического воспитания на занятиях с учащимися при­обретает особое значение. В подростко­вом и юношеском возрасте еще не завер­шено формирование организма. Необхо­димо целенаправленно воздействовать на него в период обучения учащихся в школах.

Осуществляемое в неразрывной связи с обучением физическим упражнениям это воздействие должно способствовать эффективному проявлению тех физиче­ских качеств, для развития которых есть благоприятные возрастные предпосылки.

Педагогический опыт свидетельствует о том, что даже при условии двух уроков физ., воспитания в неделю можно добиться положительных результатов в развитии у учащихся основных двигательных ка­честв. В первую очередь следует уделять внимание развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и об­щей выносливости.

Каждое физическое упражнение способствует в той или иной степени развитию всех, а некоторые только определенных физических качеств учащихся. Например, при помо­щи бега на 30 м со старта в основном развивается быстрота, при помощи упражнений со штангой — мышечная сила.

Эффект воздействия физического упражнения на развитие физи­ческих качеств во многом определяется методикой его применения. Например, однократное выполнение упражнения со штангой способ­ствует развитию в основном мышечной силы и скоростно-силовых качеств, а многократное выполнение этого же упражнения, но с не­сколько меньшим отягощением — развитию силовой выносливости.

В процессе развития быстроты движений необходимо всесторон­не повышать функциональные возможности организма, определяю­щие скоростные характеристики в разнообразных видах двигатель­ной деятельности. Для подростков и юношей желательна более поздняя спортивная специализация при предварительной физиче­ской подготовке на протяжении ряда лет. Нецелесообразно прежде­временно начинать скоростную узкоспециализированную подготов­ку. Чтобы достигнуть определенных положительных результатов в развитии быстроты движений, лучше использовать преимуществен­но скоростно-силовые и силовые упражнения.

Для улучшения двигательной реакции обычно, используют уп­ражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации. Например, по сигналу принять определенную позу, начать движение и т. п. Выход со старта следует тренировать, изменяя длительность пауз между предварительной и исполнительной коман­дами.

Ценным средством развития быстроты и улучшения двигатель­ной 'реакции являются спортивные и подвижные игры.

В циклических видах спорта (бег, плавание, лыжные гонки) бы­строта проявляется главным образом в частоте движений. Высо­кий темп движений зависит от умения быстро сокращать и рас­слаблять мышцы, и полезными упражнениями для развития быстро­ты и овладения искусством расслабляться являются бег на месте в упоре, при котором учащийся стремится достигнуть максимальной частоты движений; максимально быстрые движения рук; семенящий бег и др.

Реферат опубликован: 7/06/2007