Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

Страница: 8/12

Большое значение для приобретения двигательного опыта, ов­ладения умением ориентироваться в пространстве и времени имеют гимнастические и акробатические упражнения. Их разнообразие позволяет учащимся непрерывно обогащаться все новыми двига­тельными ощущениями и упражнять способность осваивать новые действия. Из богатого арсенала средств гимнастики и акробатики, способствующих развитию ловкости, особо следует выделить упраж­нения, формирующие умение правильно расслаблять мышцы.

Важный составной элемент ловкости — быстрота ответа на но­вую ситуацию, и для совершенствования ее целесообразно приме­нять такие методические приемы, которые заставляла бы учащихся реагировать с каждым разом быстрее. В спортивных играх — это сокращение расстояния между игроками.

Для комплексного совершенствования ловкости наиболее цен­ным средством следует признать подвижные и спортивные игры, так как во время игр непрерывно и внезапно изменяется ситуация и условия деятельности, происходит переключение от одних дейст­вий к другим, когда играющим приходится в кратчайшее время ре­шать сложные двигательные задачи. Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, долж­но идти в основном по пути постепенного повышения координацион­ных трудностей. При этом надо использовать методические приемы, стимулирующие более сложное проявление координации движений:

применение необычных исходных положений, зеркальное выполне­ние упражнений, смена способов выполнения упражнений, услож­нение упражнений дополнительными движениями и др.

При оценке степени ловкости учащихся можно использовать следующие критерии: координационную сложность выполнения дви­гательной задачи (например, преодоление расстоянии с препятст­виями); точность выполнения движения (качество выполнения подъема махом на гимнастических брусьях); время, затраченное на освоение движения (учебное время, затраченное на овладение опре­деленной гимнастической комбинацией).

Наиболее благоприятны возможности для развития ловкости в подростковом и юношеском возрасте, когда организм учащихся более пластичен, чем в последующие периоды развития. Типичными:

для развития гибкости являются упражнения «на растягивание». Они характеризуются постепенным увеличением амплитуды движе­ний до возможного на данном занятии предела. Упражнения «на растягивание» представляют собой, как правило, элементарные дви­жения из основной или вспомогательной гимнастики, избирательно воздействующие на те или иные группы мышц, связок (упражнения для ног, рук, туловища, шеи).

Упражнения на гибкость могут выполняться без снарядов, на гимнастической стенке и других снарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнером и др. Увеличить амплитуду в этих упражне­ниях можно собственными усилиями — при маховых движениях ру­ками или ногами, либо за счет приложения внешних сил, например, усилий партнера в парных упражнениях.

Для развития гибкости следует использовать разнообразные подвижные и спортивные игры, упражнения с движениями большой амплитуды (без предметов и с предметами), упражнения на гиб­кость в сочетании с упражнениями на укрепление суставов, связок и мышц. Темп выполнения упражнений на гибкость устанавливают в зависимости от их характера и целевого назначения, а также от уровня подготовленности учащихся.

Основной метод развития гибкости — повторное выполнение упражнений. Гибкость следует развивать систематически. Лишь после многократных повторений упражнений на гибкость (10—15 раз) можно добиться увеличения амплитуды движения. Наибольший эффект в развитии гибкости достигается в том случае, если занятия проводятся ежедневно или два раза в день. Кроме то­го, необходимо заниматься и самостоятельно во время утренней гимнастики.

Воспитание основных физических качеств учащихся — единый процесс, и поэтому правильнее говорить не об отдельных процессах, а о различных сторонах единого процесса физического воспитания Учащихся с учетом возрастных особенностей последних.

Реферат опубликован: 7/06/2007