Экзаменационные билеты и ответы по физкультуре 11 класс

Страница: 2/25

• они как сопутствующие факторы создают наи­ более благоприятные условия для занятий физиче­ скими упражнениям и дополняют и усиливают эф­ фективность воздействия движений на организм человека;

• в качестве относительно самостоятельных средств оздоровления и закаливания в виде специ-

альных процедур, солнечных, воздушных и вод­ных ванн, они, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой актив­ного отдыха, повышают эффект восстановления и создают положительные эмоции.

Одним из главных требований при использова­нии естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физи­ческими упражнениями. Их правильное использо­вание позволяет реализовать механизм переноса эффекта закаливания, т. е. проявить приобретен­ный эффект закаливания в учебной, трудовой де­ятельности; создает возможности для преодоления больших нагрузок, а следовательно, повышения работоспособности; увеличивает сопротивляемость организма к действию радиации, перегрузок, виб­рации, укачивания и пр.; формирует высокие во­левые качества.

Обширную группу разнообразных средств представляют собой гигиенические факторы, ус­ловно разделяемые на две подгруппы. В первую подгруппу входят средства, обеспечивающие жиз­недеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общественной ги­гиены, быта, учебы, труда, питания, отдыха, т. е. условия для полноценных занятий физическими упражнениями. Вторую группу составляют средст­ва, включаемые в процесс физического воспита­ния: оптимизация режима нагрузок и отдыха в со­ответствии с гигиеническими нормами, обеспече­ние рационального питания, создание внешних условий для занятий физическими упражнениями (чистота воздуха, достаточная освещенность, ис­кусственная аэронизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. д.) и восстановления после них (баня, душ, массаж и т. п.).

В процессе физического воспитания применя­ются разнообразные методы обучения. Их можно подразделить на три группы: наглядные, словес-

ные и практические. Методы наглядного восприя­тия заключаются в демонстрации, показе плака­тов, кинограмм, рисунков, предметных пособий (шарнирных моделей), кинофильмов и видеофиль­мов. Методы использования слова — это беседа, за­дание, команда, объяснение, описание, оценка, подсчет, разбор, рассказ и указание. Практические методы — строго регламентированные упражне­ния (разучивание по частям или в целом) и частич­но регламентированные упражнения (игры и со­ревнования). Они являются основными при обуче­нии двигательным действием.

о. Во время занятий физическими упражнениями наиболее информативным и простым показателем самочувствия является частота сердечных сокра­щений (ЧСС), которую можно измерить, приложив пальцы к запястью.

Для того чтобы оценить влияние физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы, можно рекомендовать выполнение о р-тостатической пробы. Она заключается в подсчете ЧСС сначала в положении лежа за одну минуту времени, затем после подъема без резкого усилия в положении стоя. Если разница между двумя подсчетами более 20 уд./мин, то это может свидетельствовать о недостаточном восстановле­нии функций организма в результате перенесенно­го заболевания либо скрытом ухудшении самочув­ствия, связанном с перетренировкой.

Существуют и другие способы самоконтроля: проба с приседаниями; измерение жизненной ем­кости легких (ЖЕЛ); антропометрические измере­ния; определение степени утомления (большая, значительная, легкая) по внешним признакам — окраска кожи, самочувствие, внимание, потли­вость и дыхание и т. д.

Билет № 2

Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.

Какими должны быть тренировочные нагрузки при выполнении физических упражнений?

0. Самоконтроль с применением функциональной про­ бы (рассказать, продемонстрировать и оценить).

1. К занятиям гимнастикой допускаются школьни­ ки, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности. Занятия проводятся в за­ ле согласно расписанию, утвержденному директо­ ром школы. Гимнастический зал открывается за 5 мин до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца. Школьники, опоздавшие к началу, на за­ нятия не допускаются. Установка и переноска сна­ рядов в зале осуществляется только по указанию преподавателя. Запрещается выполнение упражне­ ний на неисправных или загрязненных спортив­ ных снарядах, без страховки, без использования гимнастических матов, а также имея влажные ла­ дони. После занятий все снаряды должны быть пос­ тавлены на места в соответствии со схемой их раз­ мещения в зале. Выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможет только с разреше­ ния преподавателя. Не разрешается заниматься на спортивных снарядах без преподавателя (инструк­ тора, тренера). В спортивном зале должна быть ме­ дицинская аптечка с набором необходимых меди­ каментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.

Реферат опубликован: 13/12/2007