ЛАОС

Страница: 9/11

Сельскохозяйственные работы всюду начинаются в апреле — мае. В долинах орошаемые паводковыми водами поля разрыхляются с помошью деревянного плуга с округлым лопатообразным леме­хом; в плуг впрягают одного или двух буйволов. Затем на затопленное поле вручную высаживается рисовая рассада. На этом обработка полей и уход за ними заканчиваются вплоть до сбора урожая. В горных районах на выбранном склоне перед самым началом дождей подрубают и поджигают деревья. Эти поля не вспахи­вают, на них с помощью заостренных палок делают лунки, в которые кладут 2—3 зерна. Для защиты от животных поле обносят оградой. Урожайность та­ких полей падает уже на третий год.

Основные этнические группы Лаоса от­личаются друг от друга прежде всего своим жизненным укладом. Например, деревня, занимающаяся поливным рисо-сеянием, —это, как правило, деревня лао или тай; они активно торгуют как с долинными жителями, так и с горными, покупая у них лесопродукты и дичь в обмен на ткани и соль. Деревни большин­ства горных народов один раз в 3—4 года меняют свое место после того, как почва на выжженных участках истощается и урожаи падают. У мео деревни перемеща­ются реже. иногда оставаясь на одном месте более 10 лет. В отличие от всех дру­гих народов основное занятие мео — выращивание и продажа опийного мака. Этот народ отличается исключительнойвыносливостью и приспособляемостью к высокогорным условиям существования. Горные народности, живущие в труднодо­ступных местностях, в большей степени, чем долинные, сохраняли до недавнего времени отсталый, патриархальный уклад.

Основной хозяйственной единицей у всех лаосцев является семья, внутри кото­рой происходит разделение труда- Глав­ное занятие мужчин — работа в поле, охота и рыболовство. На долю женщин падает большая часть работ по дому, Лаосская семья, как правило, многочис­ленна, Очень часто вместе с родителями живут их дети со своими семьями и даже женихи незамужних дочерей, чтобы уве­личить число рабочих рук. Обычно деревня состоит из одной большой семьи или группы родственных семей, которые по традиции совместно обрабатывают все поля во время посадки или сбора риса. Обычно в деревне живет от 50 до 350 человек, Нетрудно отличить различные лаосские народы по их одежде, особенно но одежде женщин. Так женщины носят шел­ковую или хлопчатобумажную много­цветную юбку с золотым или серебряным узором, часто домотканую. Она шьется расклешенной или прямой и держится на разлива рек или сильных дождей. Жилище каркасное из плетеного бамбука, С открытой верандой, двускатной кры­шей, покрытой бамбуком или пальмо­выми листьями. В горах дома ставятся прямо на землю, стены делаются доща­тые, в одном доме может жить несколько семей. Внутренняя обстановка крестьян­ских домов очень проста, мебель и посуда самодельные. Обычно лаосцы располага­ют свои жилища рядом с термитниками, которые у них считаются священными и приносящими счастье, так как по форме напоминают пагоду. Современная циви­лизация (электричество, газеты) раньше мало проникала в лаосскую деревню. Большинство населения оставалось не­грамотным- Жители деревни в основном занимались сельскими работами или до­машними ремеслами. "Здесь редкостью был даже велосипед, и путешествия крестьян обычно ограничивались преде­лами провинции.

твердом пояске. Юбку цвета индиго с пестрым узором носят женщины племени лы. Есть даже народ, который получил свое название благодаря обычаю носить черную блузу, — это черные тай, или тхай-дам. По высокой прическе надолбом можно узнать замужних женщин у тхай-дам, а у лы незамужних отличают но розовому тюрбану на голове. У мео и мужчины и женщины носят свободные черные шаровары и серебряные шейные кольца, одежда одной из групп мео—лай имеет аппликацию на рукавах. У самых отсталых горных народов мужчины наде­вают всего лишь набедренную повязку, а женщины — юбку. оставляя верхнюю часть тела открыток. Мужчины лао носят также широкие короткие (до икр) штаны и прямозастежную куртку с маленьким стоячим воротничком.

Реферат опубликован: 9/01/2008