Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни

Страница: 23/24

Во второй половине XV – XVI вв. белорусский город становится настоящим торговым центром. Во всех городских поселениях в это время имелся рынок, где один-два раза в неделю шла бойкая торговля. В значительных центрах рынку отводились огромные площади. Так, могилевский базар располагался на двух гектарах и вмещал в своих пределах более 400 лавок. [ 4. c. 83-84]

Ремесленное производство не всегда предшествовало, но всегда сопутствовало и активно содействовало развитию торговой деятельности городов. Центральной фигурой в торговле был горожанин – купец, хотя с течением времени торгующее окружение расширил сельский торговец.

Среди белорусских купцов-гостей ведущее место занимали полочане и могилевцы. Пинские, мозырьские, туровские «гости» были тесно связаны с Киевом, Львовом, совершали поездки в города Венгрии.

Широкое развитие получила внутренняя торговля, о чем свидетельствуют пути, которые связывали многие города и местечки. Местная торговля стала специализацией части купечества. Одним из ее наименований был «прасол», также часто употреблялся термин «купец». Прасол покупал товар в одном городе или местечке и продавал его в другом городе или местечке, которые находились в пределах 10 миль. Среди этой части купечества сложилась профессиональная специализация, источники называли такие специальности – «купец грабарны», «купец кушнерскi», «купец шавецкi» и другие. Торговлю вел и путешествующий торговец – коробейник – которого источники обозначают термином «шот».

Корпоративный лад городского ремесла обозначил и его распространение на города, где было большое количество купцов. Источники упоминают купеческие цехи в Могилеве, Пинске, Слуцке, Шклове, Минске. [ 7. стр.159-165]

Городские купцы скупали в окрестных деревнях сельскохозяйственную продукцию и изделия деревенских промыслов и продавали их на городских рынках. Во второй половине XVI века они уже наладили торговлю на скамьях и в специальных помещениях – магазинах, или, как их тогда называли, лавках. [5.с.52-53]

Городская жизнь со всеми ее сложностями, тревогами, конфликтами оказывала влияние на развитие культуры, будила творческую мысль, формировала поиск передовых взглядов. Город стал центром образования, на почве городской жизни сложились идеи просвещения, она стала благоприятным окружением для становления выдающихся мыслителей того времени – Ф. Скорины, Сымона Будного и других. [ 7. стр.159-165]

На Беларуси приказом Екатерины 2 магдебургское право было отменено в Могилевской губернии в ноябре 1775, в Минской – в мае 1795, в Западной губернии Беларуси – в декабре 1795 года. Магдебургское право органично вошло в жизнь городов Беларуси, так как произошло развитие и слияние давних традиций самоуправления, существовавших в некоторых древних городах, с нормами магдебургского права.

Существует много положительных моментов, которые отметили этот период в жизни белорусских городов. Например, согласно магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили единый денежный налог. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников или феодалов. Это в значительной степени ограждало от своеволия экономическую деятельность и имущество горожан. Городские власти формировались на основе самоуправления, правда ограниченного назначением войта. Но, несмотря на это ограничение, установление самоуправления улучшало условия ремесленной и торговой деятельности, ослабляло феодальную зависимость горожан, которые были лично свободными.

Таким образом, города стали центрами ремесла и торговли, культуры, свободомыслия и демократических традиций. Можно, конечно, сказать, что на самом деле организация жизни городов не выходила за границы феодальной подчиненности, но она была революционной в плане развития производства, торговли и обмена. И именно магдебургское право стало тем переходным моментом, который подготовил фундамент для формирования новых экономических отношений.

Особенно актуально изучение темы появления и распространения магдебургского права на землях Беларуси выглядит в свете дня сегодняшнего и существующей в Беларуси социально-экономической политики. Дальновидная мудрость великих князей ВКЛ и феодалов – владельцев городов в принятии и последовательном внедрении «немецкого права» в городах Беларуси для расширения деятельности ремесленников и торговцев, и, следовательно, для увеличения своих доходов и доходов государственной казны могла бы послужить положительным примером для сегодняшних политиков Беларуси.

Реферат опубликован: 16/10/2009