Машиностроительный комплекс России

Страница: 5/7

Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие

- от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %. Сельскохозяйственное машиностроение распологает многочисленными

и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйс­твенного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребле­ния, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

- производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов­на-Дону, Таганрог), в Сибире (Красноярск);

- производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула).

Среднее машиностроение.

Оно объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами

в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей,

сборка их на конвейерах в узлы,агрегаты и готовые машины. Эта отрасль

потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов,

пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наибо­лее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперирован­ные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двига­телей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечно­прессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного техноло­гического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промыш­ленности.

Автомобильная промышленность - сильно развитая, типичная для среднего машиностроения отрасль. Автомобильная промышленность вклю­чает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпуска­ются на самостоятельных предприятиях.

Автомобильные моторы делают не только сами заводы, но и ряд спе­циализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышлен­ность выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе более десятка заводов, расположенных в большинстве эконо­мических районах страны. Каждый из заводов специализируется на вы­пуске определенных типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.

Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности.

Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от не­больших садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько

сотен лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработ­ки посевов резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для про­мышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок тракторов ( по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных за­водов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, элект­рооборудования и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов.

В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" учавству­ет 225 заводов.

Станкостроительная промышленность - техническая база всего маши­ностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, коопе­рация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое вли­яние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение вы­пуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезер­ных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (уни­фикация стандартных узлов в разных типах станков, специальное элект­ротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкострои­тельных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство ра­йонов страны.

Реферат опубликован: 8/03/2007