Машиностроительный комплекс России

Страница: 7/7

Каковы же главные направления интенсификации внутри машинострои­тельного комплекса ? Это прежде всего обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, при­вести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на ко­нечный результат. Задачей текущего дня является активизация челове­ческого фактора и на этой основе максимально возможное использование созданного потенциала. Действительно, используемые в машинострои­тельном комплексе людские и основные промышленно-производственные ресурсы при их рациональном использовании по нашим оценкам, позволя­ют получать в 1,5-1,7 раза больше продукции. Другими словами, наведя порядок в собственном доме, называемом машиностроительным комплек­сом, уже сейчас практически без дополнительных затрат, за счет орга­низационных факторов можно получить значительные объемы дополнитель­ной продукции, необходимой народному хозяйству.

Не менее важным является перевод машиностроения на следующую, более высокую ступень автомотизации производства на базе использова­ния роботизированных производств. Расширение потребностей различных отраслей народного хозяйства и комплексов взаимосвязанных произ­водств по номенклатуре, качеству, производительности и надежности техники и постоянная замена существующих технологических процессов более совершенными заставляют машиностроителей отказываться от ради­ционных методов конструирования и организации производства машин и оборудования. Мировая практика показывает, что наиболее эффективными здесь являются переход к автоматизированному проектированию и изго­товлению машин и устройств с применением современных средств вычист­лительной техники и сращивание процессов проектирования и изготовле­ния современных машин в единую цепочку. Такой подход в несколько раз ускоряет проектирование и производство машин и делает достижения на­учной и конструкторской мысли реальными уже сегодня, а не в отдален­ном будущем.

Приоритетными на первом этапе реконструкции машиностроительного комплекса будут отрасли: станкостроения, приборостроения, электрони­ки и электротехники, в которых чрезвычайно важно добиться изменения положения дел. В первую очередь именно потому, что они служат базой для создания реальных предпосылок перевооружения производственного аппарата самого машиностроения новыми техникой и технологиями.

Очень важно перераспределить силы и ресурсы второго эшалона ма­шиностроителей, который занят поддержанием техники в рабочем состоя­ния. Здесь также скрыты огромные материальные и трудовые резервы.

Ускоренное обновление производственного аппарата в машинострое­нии, а затем и омоложение парка оборудования в других отраслях народного хозяйства позволят сократить численность ремонтников и оборудования, на котором производятся запасные части и восстанавли­ваются детали, в 2-3 раза по сравнению с ныне имеющейся, а это также сулит многомиллиардную экономию.

Естественно, эти проблемы не могут быть решены при нынешнем уровне технической оснащенности машиностроения. Поэтому ключевой проблемой переориентации последнего на интенсивный путь развития

является ускорение научно-технического прогресса в машиностроитель­ном комплексе, подразумевающего широкомасштабное внедрение новых ма­шин и оборудования, эффективных технологических процессов, использо­вание прогрессивных конструкционных материалов. Важный резерв ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в ма­шиностроительный комплекс - совершенствование организационной

структуры последнего, которое должно осуществлятся одновременно с дальнейшим углублением специализации и развитием кооперации в произ­водстве машин и оборудования.

Список литературы:

1."Экономическая география СССР", Москва, Высшая школа, 1983 г.

2."Экономика машиностроительного производства", Москва, Высшая школа, 1988 г.

3."Машиностроительный комплекс РСФСР. Пути интенсификации", Москва, "Советская Россия", 1989 г.

4."Справочное пособие по географии для поступающих в вузы", Москва, 1994 г.

5.Конспекты лекций по географии.

Реферат опубликован: 8/03/2007