Народное хозяйство Украины

Страница: 21/43

-связанных с разрешением экспорта- освоении выпуска новых высококачественных изделий и выхода на внешние рынки, где они пользуются повышенным спросом;

- связанных с переходом отдельных отраслей промышленности на качественно новую ступень развития.

Новая, последняя стадия индустриализации характеризуется поиском ноу-хау в западных странах и постепенным сокращением заимствований “вторичных” или устаревших технологий у Японии, которая, не желая иметь опасного конкурента, предоставляла технологию достаточно простую( средний размер оплаты составлял 170 тыс.долл.), в то время как США- более сложную( средняя стоимость составляла от 500 до 800 тыс.долл.).

важной функцией государственной научно-технической политики является создание развитой научно- технической инфраструктуры, включающей помимо собственной научно- исследовательской базы, подготовку национальных кадров, создание широкой сети профессионально-технического обучения, проведение мероприятий по информированию о существующих видах технологий и оборудования, оказания помощи в адаптации технологий.

Опираясь на опыт развитых стран, развивающиеся страны выдвинули задачу обеспечения всеобщего начального образования в кратчайшие сроки, форсировали расширение среднего и особенно высшего образования. Наиболее высокие показатели общеобразовательного уровня трудовых ресурсов достигнуты в Тайване, в Гонконге и Южной Корее. Фундаментальным условием экономического успеха в НИС явилось обеспечение динамичной сбалансированности спроса на квалифицированную рабочую силу со стороны систем образования и подготовки на основе их государственного регулирования, создания институтов, способных реализовать комплексный подход к использованию человеческих ресурсов, выявления приоритетных направлений подготовки специалистов и квалифицированных рабочих мест. Наличие высококвалифицированных кадров представляет собой один из факторов высокого уровня производительности труда в азиатских странах НИС.

В азиатских НИС практически нет отраслей хозяйства, в которых в той или иной форме не присутствовал иностранный капитал. Притягательность стран или региона для иностранных инвестиций обусловлена многими факторами. В первую очередь обычно выделяют политическую ситуацию, тенденции экономического развития, динамику таких показателей, как валовый национальный продукт, индекс цен, бюджетную политику правительства ( налоги и расходы и их влияние на сбережения и инвестиции), кредитно- денежную политику с точки зрения стабилизации цен и валютных курсов. Немаловажным фактором являются такие, как сложившаяся производственная инфраструктура, уровень квалификации необходимой рабочей силы, а также уголовное законодательство, способствующее снижению уровня преступности. Притягательность азиатско- тихоокеанского региона для иностранного капитала обусловлена тем, что страны АСЕАН образовали интегрированную группировку, которая снизила ограничительные барьеры между странами и позволила иностранному капиталу беспрепятственно действовать на широком пространстве, пользуясь преимуществами емкого рынка. Экспорт капитала в азиатские НИС осуществляется в различных формах- в виде ссудного капитала, прямых инвестиций, передачи технологий. Важную роль в привлечении иностранных инвестиций, различных их форм играет политика и соответствующее законодательство принимающих государств. При этом можно выделить два подхода, практикуемые в НИС. Первый заключается в создании общего благоприятного инвестиционного климата независимо от принадлежности капитала. Второй - в принятии специального законодательства, системы мер, содержащих как ряд ограничений на определенные виды деятельности, формы, сферы и объемы приложения капитала, так и набор налоговых, таможенных и других льгот. Во всех рассматриваемых странах, за исключением Сингапура, иностранный капитал допускается в форме смешанных предприятий с обязательным участием местных партнеров в тех или иных пропорциях. Во всех стратегически важных отраслях ( горнодобыча, производство сырья, инфраструктура и др.) местными партнерами выступают в основном только государственные учреждения и предприятия.

Реферат опубликован: 15/01/2010