Новокузнецк

Страница: 16/29

Основным типом текстов призывающих жанров является реклама как макрожанр, важнейшая функция которой наряду с презентацией товара, фирмы или услуг – призыв купить или воспользоваться предложением. Таким образом, любой рекламный эпиграфический текст есть явно или скрыто выраженный призыв. Например, Открой свой вкус! J7 вкус здоровой жизни / 37-84-91; Mr. DooRS / универсальная встроенная мебель на заказ / Большой выбор декоров / Любые размеры / Освободи место для жизни / ЕвроМастер Кирова, 31 т. 58-98-34 – в Новокузнецке; Не ленись – поднимись / Удивись и купи!!! / 2 этаж “1000 мелочей” – в Красноярске.

В большинстве случаев (74,7% в Новокузнецке) призывная функция выражена имплицитно. Например, Массаж / все виды / т. диспетчера 61-85-29; Фирма «Хоакр» / Печати и штампы за 1 час / на высокопрочной резине по лазерной технологии / ЛАМИНИРОВАНИЕ / документов до формата А4 / т.46-68-37 - (т.е. прочитывается: “Воспользуйтесь нашими услугами”).

К манифестирующим жанрам относятся многие рекламные тексты, некоторые эпиграфически выраженные эмпоронимы, надписи бытового и политического содержания. Основной коммуникативной целью является самовыражение автора. Манифестация (представление собственного “Я”) часто характеризуется наличием оценки (в рекламных текстах, как правило, положительной). Например, ЗАВОД №1 ПРОДУКТ; Новокузнецкий театр «Синтезис»; Свежий / Вкусный / Аппетитный; Вкусный горячий бутерброд ПОДОРОЖНИК – в Новокузнецке; Краски Тиккурила / Колор студия / т. 272-542 / товар сертифицирован; OW-40 / 45-35-21 / TEBOIL Финский специалист по маслам – в Красноярске.

Таким образом, современная эпиграфика занимает все пространство города: улицу, магазины и учреждения народного хозяйства, транспорт, дорогу. Рекламные эпиграфические тексты “осваивают новые пространства”: асфальт, пол, флаги. Аналогом часто встречающейся в Новокузнецке уличной “асфальтовой” эпиграфики в красноярском языковом быту является магазинная реклама, располагающаяся на полу. Подробная презентация товара в витрине торгового предприятия в Новокузнецке функционирует на протяжении последних лет достаточно широко. В Красноярске впервые подобный текст был зафиксирован в 2001г.

Современная эпиграфика отличается жанровым многообразием: призывающие, манифестирующие, информирующие, ориентирующие. В роли автора может выступать администрация города, руководители предприятий, горожанин как частное лицо. Эпиграфика в современном городе выполняет сразу несколько функций: во-первых, функцию ориентации человека в пространстве города, во-вторых, информирования о каких-либо событиях (прошедших или предстоящих), в-третьих, функцию эстетизации города.

Современная эпиграфика города не имеет четких законов построения текста. Главным является то, что она должна в полной мере отвечать возложенным задачам (презентация фирмы, продвижение товара, ориентирование в пространстве города, самовыражение автора и т.д.).

Социальная эпиграфика

В данном разделе остановимся на характеристике социальной эпиграфики, которая является специфической чертой Новокузнецка отличающей его от Красноярска.

Эпиграфика современного российского города весьма разнообразна. Она включает тексты наружной рекламы, магазинные вывески, эпиграфику транспорта и учреждений и т.д. Наряду с ними в городе функционируют тексты, которые горожане привыкли называть социальной рекламой, понимая под ней любой эпиграфический текст, расположенный на щитах-установках и не несущий рекламной информации. Приведу пример диалога, случайно зафиксированного летом 2001 года на одной из остановок городского транспорта.

А (мужчина, 35-40 лет, интеллигентного вида): Реклама в нашем городе цветет и пахнет / Смотри сколько новых появилось //

Б (молодой человек, видимо, студент): А что / по-моему красиво / даже весело можно сказать //

А: А я что против / нормально / особенно знаешь / молодец Мартин (мэр Новокузнецка) / социальной рекламы много сделал //

Б: Не он / допустим / но все равно приятно //

На наш взгляд, использование термина социальная реклама не совсем целесообразно. Толковый словарь С.И. Ожегова [Ожегов, 1994] дает следующее определение рекламы: «Реклама –1. Оповещение различными способами для создания широкой известности кому-, чему-либо с целью привлечения потребителей, зрителей и т.п. Торговая реклама. 2. Объявление с таким оповещением». Таким образом, рассматриваемые ниже тексты не выполняют рекламной функции. Для их обозначения предлагается ввести термин социальная эпиграфика и понимать под ним все тексты фатической коммуникации, утверждающие моральные и нравственные принципы современного общества, призывы, не ставящие перед собой цель рекламирования, - в общем, все тексты, каким-либо образом влияющие на настроение горожан и регулирующие отношения между городом и горожанином.

Реферат опубликован: 30/01/2008