Особенности размещения предприятий сервиса

Страница: 15/23

Другая особенность взаимосвязей в системе «человек- услуга» - разная частота обращения населения за различ­ными видами услуг - повседневное, периодическое и эпи­зодическое.

В соответствии с отмеченными взаимосвязями в этой системе возможны три типа обслуживания: стационарное (люди ездят за услугой), передвижное (поставщики услуг ездят к людям) и дистанционное (пересылки товаров по заказам населения). В свою очередь каждый из этих ти­пов может принимать межрайонную, межселенную и внутриселенную формы обслуживания, влияя тем самым на общую систему территориальной организации сферы об­служивания.

Соотношения между указанными тремя формами об­служивания зависят от природных условий (наличие уникальных природных условий для санаторно-курортно­го лечения, туризма, с одной стороны, и надежность тран­спортных связей во все времена года - с другой) и от особенностей расселения населения (чем крупнее сель­ские населенные пункты, тем выше уровень внутриселенного обслуживания и менее развиты виды межселенного обслуживания).

Территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания и методы их измерения

Выше уже отмечалось, что одна из центральных задач географии сервиса - выявление сложившихся территори­альных пропорций в развитии сферы обслуживания, одна­ко методика изучения этих пропорций нуждается в совер­шенствовании.

Необходимость изучения этих пропорций обусловлена тем, что «общественное производство не может вестись без строгого распределения совокупного общественного труда между видами хозяйственной деятельности и регионами, участвующими в производстве. Поэтому территориальные пропорции социалистического народного хозяйства - эко­номическая категория, сущность которой состоит в рас­пределении общественного совокупного труда по регионам страны в целях полного удовлетворения на данном конкретном этапе потребностей общества в материальных благах и услугах с наименьшими его затратами».

На этом производственном принципе построены иссле­дования по оптимизации территориальных пропорций, ши­роко проводимые в настоящее время. Но очевидно, что для общественного воспроизводства, состоящего из производ­ства, распределения, обмена и потребления, территориальные пропорции характерны для каждой из этих фаз. Изу­чение данного вопроса позволяет считать, что территори­альные пропорции в развитый сферы обслуживания должны отражать, с одной стороны, региональное распре­деление живого и овеществленного труда в этой сфере, а с другой - региональные соотношения в потреблении ма­териальных благ и услуг за счет личного и общественного потребления населения.

Указанная особенность определяет характер применяе­мых методов изучения территориальных пропорций в сфе­ре обслуживания. При этом, как будет показано в дальней­шем, необходимо различать отраслевые территориальные и интегральные территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания, отражающие ее отраслевую и тер­риториальную структуру.

Проблеме разработки показателей для измерения от­раслевой и территориальной структуры сферы обслужива­ния в литературе уделяется большое внимание, однако исследования в этой области носят не всегда достаточно комплексный характер. В экономической литературе основное внимание уделяется показателям, отражающим роль сферы обслуживания в расширенном воспроизводстве, а также обеспечивающим измерение потребностей населе­ния и степени их удовлетворения в развитии этой сферы. Необходимость таких исследований связана с совершен­ствованием методологии народнохозяйственного планиро­вания и повышением роли социальных аспектов плана. Как отмечает В. М. Рутгайзер, в ходе подготовки деся­той пятилетки «был расширен набор показателей, харак­теризующих важнейшие социальные процессы, улучшение условий труда и быта, предусмотрены пути рационализа­ции использования внерабочего, и прежде всего свободно­го, времени трудящихся. Усилился комплексный подход к обоснованию всех элементов социальной программы».

Реферат опубликован: 7/06/2007