Особые экономические зоны

Страница: 13/17

№1 В-2

Европейский Север. Особенность района – острая нехватка трудовых ресурсов. Специфика ЭГП: 1)Значительная часть территории района расположена севернее Северного полярного круга. 2)Близость Северного Ледовитого океана обуславливает крайнюю суровость климата. 3)Сложность конфигурации береговой линии обусловило малое количество удобных бухт для портов. 4)Соседство с Центральным, Волговятским, Уральским, Северозападным экономическими районами дает возможность осуществлять транзитные торговые связи. Северный район протянулся с Севера на ЮГ на 1500км, а с Запада на Восток – на 1700 км: отсюда естественно крайнее разнообразие природы: от арктических пустынь на островах Северного Ледовитого океана и тундры на его побережье до Южной тайги Вологодской области; от равнин Карелии до полярного Урала. Основные черты рельефа – обширные равнинные области, которые перемешиваются невысокими горами Тиманского кряжа. Карельский полуостров продолжает медленно подниматься (землетрясения до 5 баллов). Большая часть Карельского полуострова не выше 200 метров. Сложному рельефу района добавили своеобразие ледники в период оледенения, которые при отступлении превратили Карелию в «страну тысячи озер». Климат умеренно-холодный на большей части территории и континентальный суровый на побережье. Особенность климата – необычность освещения и нагревания земной поверхности. Полярная ночь и полярный день. Район очень богат полезными ископаемыми.

№2 В-2

Северо-Западный район. Особенности ЭГП: 1)Выгодное приморское положение у берегов балтийского моря. 2) Исторический торговый путь «Из варяг в греки», на котором возникла Новгородская Русь. 3)Наличие двух крупных портов международного класса (Калининград, Санкт-Петербург). 4) в 1990 году Санкт-Петербург выведен в зону свободного предпринимательства. 5)Граничит с высокоразвитыми странами Европы. 6)Компактная территория с равнинным рельефом. 7)Особое место занимает Калининградская область, образованная в 1946 году на территории бывшей Восточной Пруссии, отошедшая к СССР в качестве аннексии. Необыкновенный ледниковый рельеф (около 7 тыс. озер). Климат – умеренно-континентальный; на побережье – морской, Балтийское море не замерзает лишь у Калининграда. Санкт-Петербург – самый северный из крупнейших городов, основан в 1703 году в устье реки Нева. Является вторым, после Москвы, промышленным и транспортным узлом. Промышленность концентрируется на юге и востоке города. Заводы: «Электросила» (генераторы и турбины для АЭС, ГЭС), «Адмиралтейский» (атомные ледоколы). Калининград. Нас. = 413 тыс. чел. К концу ХХ в. сформировалась зона свободной торговли «Янтарь». Добывается высококачественный янтарь.

№3 В-2

МСР – московский столичный регион. Москва и Московская область входят в состав МСР. Среди особенностей ЭГП можно выделить две, наиболее важные: 1)Столичное положение, 2)Центральное транспортно-географическое положение. В понятие столичных функций входит: 1)Политический центр, 2) Место пребывания органов государственной власти, 3) Промышленные предприятия, 4) Культурные и коммуникационные услуги. Природно-ресурсный потенциал соответствует все более возрастающим потребностям региона (природных ресурсов мало и они истощены). Однако природа отличается разнообразием: Смоленско-Московская возвышенность, Москворецко-Окская равнина, Мещерская низменность. Наличие такого рельефа обусловило удобство и выгодность физико и ЭГП МСР. Особое ЭГП района (центральность+столичность+транзитность) определяет следующие основные черты системы коммуникаций и транспорта: 1)Преимущественно радиально-кольцевая конфигурация магистралей. 2)Нарастание плотности дорожной сети и приближенности к центру. 3)Преобладание ввоза над вывозом. 4)Преобладание железнодорожного транспорта в перевозках, как грузов, так и пассажиров. 5)Доминирующая роль Москвы в системе работы всей транспортной системы страны. Первая железная дорога была построена в 1851 году (Петербург – Москва). Сейчас длина железных дорог в Московской области – 3000 км, 85% - электрифицированы. В Москве функционируют 9 вокзалов. Автодорог от Москвы отходит – 13000 км в 15 направлениях. Огромное значение имеет речной транспорт. Воздушный транспорт представлен 4 аэропортами. Первая линия открыта в 1923 году (Москва – Нижний Новгород). Сейчас – 9000 рейсов ежесуточно. Трубопроводный транспорт впервые открыт в 1927 году газопроводом Саратов – Москва. Большое развитие получил внутригородской транспорт (1872 – первая конка, 1899 – первый трамвай, 1935 – первая очередь в метро). Сейчас транспорт представлен метрополитеном (135 станций), троллейбусом (1260 км линий), трамваем (500 км путей), автобусом (5500 км маршрутов), такси. Огромная и густая сеть коммуникаций создала ряд экологических проблем. Экологические проблемы: 1) Загрязнение атмосферы (особо опасен тяжелый свинец – 5 тонн в сутки). 2)Истощение и загрязнение питьевой воды (20% теряется безвозвратно). 3)Утрата продуктивности земли. 4)Деградация лесных массивов 5)Повышенный шумовой и электромагнитный фон. Нужно отметить, что многие жители МСР живут в плохих экологических условиях (28%), а 8% - в максимально дискомфортных.

Реферат опубликован: 27/08/2008