Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

Страница: 5/17

Развитие специализации кооперирования на базе создания региональных рынков и межнациональных предприятий позволит не только резко повысить экономичность производства, но и обеспечить необходимыми товарами и те экономически слаборазвитые страны, которые не в состоянии решить эту задачу самостоятельно из-за отсутствия денежных и материальных ресурсов, легких рынков сбыта и т.д.

Строительство объединенными усилиями крупных промышленных и энергетических гигантов, обеспечивающих своей продукцией целые группы молодых государств, может явиться не только фактором увеличения их доходности, но и укрепит дружбу африканских народов. [33]

Многочисленные конференции и совещания деятелей промышленности и финансов, проекты общих рынков и интеграции, совместного строительства промышленных комплексов свидетельствуют, что государства понимают, что в одиночку они не добьются экономической независимости. Для этого необходимы объединенные усилия, направленные к общей цели. [42]

В Африке, возможно, самой важной причиной региональных группировок является стремление преодолеть узкие рамки внутренних рынков, ограничения капиталовложений, стимулировать экономический рост.

Особенностью внешней торговли государств Тропической Африки является низкий удельный вес в ней внутриафриканской и внутрирегиональной торговли, хотя потенциальные возможности их развития велит, как и велика их потенциальная роль для обеспечения экономического прогресса. На промышленно развитие страны Запада приходится порядка 80% экспорта региона и свыше 70% его импорта. На внутриафриканскую торговлю приходится 70% совокупной внешней торговли государств Тропической Африки. В Товарной структуре внутриафриканской торговли основными статьями являются: топливные товары и табак (20,6%), прочая продукция обрабатывающей промышленности (20,3%).

Прогрессу внутрирегиональной торговли, межстрановому движению товаров, капиталов и рабочей силы препятствует много факторов. К ним относятся: общий низкий уровень развития участников внутрирегиональной торговли, однотипность их специализации в международном разделении труда, сохраняющиеся исторические связи государств со своими бывшими мероприятиями, которые создали в регионе производственные структуры, ориентированные на снабжение западной промышленности сырьем в обмен на готовую продукцию, отсутствие развитой транспортной и информационной сети в регионе, неконвертируемость валют, низкий уровень координации внутриэкономической и внешнеторговой политики.

В связи с последним следует отметить, что в регионе существует значительное число субрегиональных экономических организаций, призванных содействовать развитию межстрановых торгово-экономических отношений. Так, в Западной Африке действуют: Экономическое сообщество Запада - Африканских стран (ИКОВАС), Западно-Африканский Экономический и валютный союз (ЮИМОА), Экономическое сообщество Западной Африки (ИКВА), а также Союз реки Мано (МРЮ) и т.д.

Многочисленность экономических группировок указывает на неизбежную в таких случаях несогласованность в процессе управления межстрановым торгово-экономическим сотрудничеством. Эта проблема, пожалуй, наиболее остро стоит в субрегионе Западной Африки, где существуют три экономических сообщества, а также порядка 40 межправительственных организаций. Схожая ситуация и в других регионах.

Множественность экономических группировок и межправительственных организаций приводит к существенным расхождениям на межстрановом уровне в подходах к либерализации внешней торговли. В конечном итоге эти расхождения приводят к тому, что субрегиональные рынки по сути дробятся на множество маленьких рынков, из которых в лучшем случае в полной мере действует лишь один. [20]

Итак, относительную узость внутреннего рынка африканских стран обусловлена господством иностранных монополий в большинстве отраслей промышленности, конкуренции со стороны импортеров заграничных готовых изделий, отсталость сельского хозяйства и, в результате, чрезвычайно низкий жизненный уровень населения. Для решения проблемы внутреннего рынка необходимы: увеличение доли государственного сектора, межгосударственная интеграция, диверсификация хозяйства.

Таким образом, все проблемы развития топливно-энергетического комплекса тесно связаны между собой и решение любой из них требует одновременного искоренения остальных. Ведь невозможно рационально использовать топливные ресурсы, пока велика доля иностранных ТНК в ТЭКе, слаба инфраструктура и узок внутренний рынок; невозможно повысить уровень развития инфраструктуры, если не увеличивать роли государственного сектора и т.д.

Реферат опубликован: 6/09/2007