РПС Туркменистана

Страница: 12/32

Отраслевая структура машиностроения республики такова:

нефтяное машиностроение, электротехническая промышлен­ность, машиностроение для пищевой промышленности, ком­мунально-бытовое машиностроение, производство металличе­ских изделий, ремонт машин и оборудования, прочие отрасли машиностроения и металлооборудования.

Другое предприятие нефтяного машиностроения — Марыйский машиностроительный завод, выпускает мощные цент­робежные нефтяные насосы для перекачки нефти, которые вывозятся в различные районы СНГ и экспортируются бо­лее чем в 20 стран мира. Электротехническая отрасль респуб­лики представлена Ашхабадским заводом светотехнического оборудования. Ашхабадский завод (введен в эксплуатацию в 1960 г.) изготовляет тестомесильные и кремовзбивальные машины для предприятий торговли и общест­венного питания. Продукция завода поступает на кондитер­ские предприятия страны, а также экспортируется в страны СЭВ, Афганистан, Иран и другие страны.

Коммунально-бытовое машиностроение представлено Аш­хабадским заводом газовой аппаратуры «Красный молот», (создан в 1934 г.) одним из ведущих в Средней Азии по вы­пуску бытовых газовых плит (двух- и четырехконфорные).

В республике имеется ряд предприятий по производству металлических изделий производственного и непроизводствен­ного назначения — металлической тары (емкости для нефте­хранилищ), железных и чугунных решеток, ручного сельско­хозяйственного и садово-огородного инструмента, металличе­ские кроватей, термосов, строительных металлоизделий. ••'"*В Туркменской ССР создана мощная база по ремонту ав­томобилей, тракторов, тепловозов, железнодорожных вагонов, морских и речных судов, сельскохозяйственных машин, строи­тельно-дорожной техники и других механизмов и оборудова­ния.

Работают предприятия по ремонту сложных бытовых ма­шин и приборов — радиоприемников, телевизоров, магнито­фонов, холодильников, стиральных, электровычислительных и пишущих машин.

Одним из крупнейших предприятий по ремонту железнодо­рожных вагонов является Кизыл-Арватский вагоноремонтный завод, который построен более 100 лет назад в связи со строи­тельством Закаспийской железной дороги. Красноводский су­доремонтный завод осуществляет ремонт морских, а Чарджоу-скип судоремонтный — речных судов Амударьинского паро­ходства. В Ашхабаде, Мары, Чарджоу функционируют авто­ремонтные заводы. В республике действует широкая сеть предприятий по ремонту легковых автомобилей по индивидуальным заказам. В Ашха­баде построен Республиканский автоцентр для технического обслуживания легковых автомобилей марки «ВАЗ» (Жигули), оснащенный высокопроизводительным ремонтным оборудова­нием.

Строительный комплекс — это совокупность взаимосвязан­ных, взаимообусловленных отраслей, объединенных единством конечной цели — созданием новых производственных и непро­изводственных фондов всех отраслей народного хозяйства.

Промышленность строительных материалов в республике соз­дана на базе месторождений минеральных строительных мате­риалов. Имеющиеся промышленные ресурсы строительных по­лезных ископаемых по разнообразию, территориальному разме­щению почти в полной мере удовлетворяют потребности респуб­лики. Это цементное и строительное сырье (в том числе пески строительные и силикатные), доломиты, гипсы и ангидриды, гли­ны и лессовидные суглинки, гравийно-несчаная смесь для бето­нов и дорожпо-строител!.ных работ, известняк для стенового камня, .известняк строительный, магматические породы. Це­менту отводится важное место среди строительных материа­лов. Основными сырьевыми компонентами цементного производства являются карбонатные породы — известняк, мел, мергель и глинистые материалы (глина, глинистые сланцы, шлаки и др.). В среднем на 1 т клинкера расходуется 1,60— 1,65 т карбонатных пород и 0,30 т глинистых компонентов. Цементное производство — крупный потребитель топлива и электроэнергии. На каждую тонну клинкера расходуется в среднем 281 т топлива. Для производства 1 т портланд-цемен-та необходимо около 110—120 кВт. Ч. электроэнергии. К основ­ным видам цемента относятся: портланд-цемент и его разно­видности, шлаковые и пуццолановые цементы, глиноземистый цемент, расширяющийся цемент и ряд других специальных цементов. Качество цемента характеризуется марками 200, 300, 400, 500 и 600. Кроме того, цементы различаются по скорости схватывания и затвердевания, тонкости помола. Месторожде­ния цементного сырья находятся в Копетдаге в районе пос. Ба-харден, Большом Балхане недалеко от Небит-Дага и в Безмеи-не. Разрабатывается Безмеинское месторождение — самое крупное в республике, на базе которого создан крупнейший в Средней Азии Безмеинский цементный завод, производящий в основном портланд-цемент марки 600. Здесь освоен выпуск тампонажного, сульфатостойкого и быстротвердеющего цемен­та. Основные потребители Безмеинского цемента — строитель­ные организации Казахстана, Средней Азии и Закавказья. Технологический процесс Безмеинского цементного завода по­строен по принципу от сырья до готовой продукции и состо­ит из последовательных, взаимосвязанных звеньев: добыча сырья — карьер известняка — дробилка известняка — смесь известняка, гипса и других добавок и получение шлама — шла-мопровод — шламбассейн с крановой мешалкой — вращаю­щаяся печь и получение клинкера — цементные мельницы и получение цемента — хранилища цемента (цементные силосы) — упаковка и отправка цемента.

Реферат опубликован: 11/04/2008