РПС Туркменистана

Страница: 19/32

Верблюдоводство - пустынная отрасль жи­вотноводства. Верблюды используются как тягловая сила в районах, где использование других видов транспорта затрудне­но, или экономически малоэффективно. Кроме того, верблюды обладают молочной, мясной и шерстной продудуивностью. Верблюды неприхотливы: они хорошо приспособлены к суро­вым зимам с низкими температурами, к жаре и безводью пу­стыни.

Коневодство. Основное назначение коневодства, также как и верблюдоводства, — обеспечение транспорта и сельского хозяйства республики тягловой силой. В республике разводят две породы лошадей: ахалтекинскую и иомудскую, которые известны во всем мире.

Пчеловодство. В Туркменистане — благоприятные условия для развития пчеловодства. Нектаропродуктивность с 1 га хлопчат­ника сорта 8763-И составляет 310 кг, с 1 га люцерны—200 кг, с 1 га оерблюжьей колючки — 250 кг нектара. Поэтому пчело-подстшо развито в основном в хлопководческих районах респуб­лики.

Продукцией этой отрасли сельского хозяйства является мел, воск, прополис, пчелиный яд. Пчелы играют большую роль в повышении урожайности сельскохозяйственных культур, так клк они являются прекрасными опылителями.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

Существуют тесные связи между железнодорожным и мор­ским транспортом. Грузовые .вагоны по маршруту Ашхабад — Красноводск — Баку перевозят через Каспий морским паро­мом, а обратные вагоны из Баку следуют от Красноводска по железной дороге. В сочетании различных видов транспорта и связи важное место занимают транспортные узлы.

Транспорт Туркменистана является составной частью экономики и играет важную роль э народном хозяйстве республики. Почти 4/5 территории республики занято пустынями. Поэтому тран­спортное обслуживание многих районов представляет сложную техническую проблему и требует значительных затрат на соз­дание сети путей сообщения и на ее эксплуатацию.

Внешние межреспубликанские транспортно-экономические связи осуществляют железные дороги, морские и речные пор­ты, трубопроводы и воздушный транспорт (преимущественно в пассажирских перевозках), внутриреспубликанские — в основ­ном железнодорожный, автомобильный и .воздушный^табл. 19).

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в единой транспортной системе Туркменской ССР. Формирование железнодорожной сети в Туркмени­стане началось в конце XIX в. В 1880—1886 гг. была построена Закаспийская железная дорога, а в 1897—1898 гг. — железная дорога Мары—Кутка. Строительство железных дорог продол­жалось и в последующие годы: в 1914—1915 гг. построена до­рога Каган—Керкичи—Термез, пересекающая восточные райо­ны республики. Таким образом, нынешняя железнодорожная сеть сформирована в основном еще до революции.

Железнодорожное строительство, осуществляемое царской Россией на территории Туркменистана, имело исключительно большое экономическое и политическое.значение.

В республике действуют три отделения Среднеазиатской железной дороги: Ашхабадское (от Красноводска до Душака), Марыйское (от Душака до Уч-Аджи и железнодорожная ветка Мары — Кушка), Чарджоуская (от Уч-Аджи до Ходжа-Дов-лет, от Чарджоу до Кунграда).

В грузопотоках преобладают продукция и сырье, произво­димые в республике: нефть и нефтепродукты, хлопок-волокно, минеральные, строительные материалы, овощи и бахчи и дру­гие грузы. Среди ввозимых грузов важное место занимают лес и древесина, машины и оборудование, зерно, черные и цветные металлы, каменный уголь, продукция легкой и пищевой про­мышленности.

В республике функционируют два железнодорожных узла— Марыйский и Чарджоуский. В Марыйском узле пересекаются железнодорожные линии Красноводск — Ташкент и Мары — Кушка, а в Чарджоуском — Красноводск—Ташкент и Чард­жоу — Ташауз.

Автомобильный транспорт — совокупность автомобильных дорог и технических средств движения, предприятий и органи­заций по эксплуатации и обслуживанию, связанных автотран­спортом.

Общая протяженность автомобильных дорог в республике в 1983 г. составила 12 тыс. 400 км, в том числе с твердым по­крытием 9 тыс. 600 км. К основным автомагистралям относят­ся автодороги Красноводск — Кизыл-Арват — Ашхабад—Ма­ры — Чарджоу; Мары — Иолотань — Кушка, Кизыл-Арват — Кара-Кала; Чарджоу — Керки; Чарджоу — Дарган-Ата — Ургенч — Ташауз — Куня-Ургенч; Небит-Даг — Челекен — Ашхабад — Бахарден — Ербент.

Реферат опубликован: 11/04/2008