Своеобразие японской культуры

Страница: 12/18

Управление по делам культуры взяло на себя руководство также таким крупным мероприятием в области культуры; как ежегодно проводимый в Японии фестиваль искусств.

Управление по делам культуры провело ряд мероприятий для унификации методов осуществления культурной политики и на местах. Начали приниматься меры для централизованной подготовки кадров актеров, певцов, танцовщиков и т.д.

В настоящее время правящие круги все настойчивее осуществляют мероприятия, имеющие целью возрождение националистических тенденций в области культуры. В этом смысле наиболее характерно широкое празднование столетия "революции Мэйдэи". Все юбилейные культурные мероприятия были направлены на то, чтобы подчеркнуть "исключительность" японской нации и "незыблемость" культа императора.

В области просвещения националистические тенденции ярко отразила правительственная программа "Создание желательного образа человека", которая со второй половины 60-х годов начала внедряться во все участки культурной сферы. В разделе этой программы, названном "Насущные задачи японцев".содержатся следующие положения: "Всегда помнить что мы - японцы". "Японцы должны играть существенную роль во всех делах мира, ни в коем случае не становясь гражданами мира, забывшими Японию" и т.п.

Стремление подчеркнуть "исключительность" национальной специфики японской культуры проявилось и в литературе. Появились многочисленные романы различного художественного достоинства, идеализирующие мрачные периоды истории Японии.

Особой благосклонностью критики в эти годы начинают также пользоваться произведения писателей, воспевающих японское видение мира, красоту прежних, патриархальных отношений, старых обычаев и пр.

В киноискусстве националистическая тенденция наиболее явно проявилась в увлечении созданием так называемых тямбара-эйга (самурайских фильмов).приключенческих и исторических повествований с многочисленными сценами сражений, романтизирующих фигуру самурая и культ меча, приукрашивающих феодальные времена.

Продолжением и логическим развитием этого направления в японской кинематографии стало появление кинофильмов, нацеленных на моральную реабилитацию военных преступников прошлого. Появились также фильмы, в которых наиболее крупные руководители японской военщины предстают некими героями. Отразилась эта тенденция и в театральном мире Японии.

Знаменателен тот факт, что государственные органы во все большей степе

ни стремятся установить контроль над областью культуры.

ДОМА ИЗ БАМБУКА И БУМАГИ.

Своеобразием продолжает отличаться материальная культура японского народа, в которой, несмотря на многочисленные инновации, традиционная основа остается доминирующим началом. Рядом с гигантскими небоскребами, сложнейшими переплетениями современных автострад для скоростного транспорта, в системе колоссальных мегаполисов с их многомиллионным населением продолжает жить традиционная культура японского народа.

Что касается традиционного японского жилища, то оно, как говорят сами японцы, создается из бамбука и бумаги, в традиционных домах сегодня живет население сельских районов. Во многих префектурных и уездных городах традиционная застройка по-прежнему занимает значительное место. Еще недавно считалось, что иметь свой дом, построенный по традиционным канонам, - мечта каждого горожанина. Сегодня эта мечта вследствие высокой стоимости земли становится почти безнадежной.

Японское традиционное жилище - это низкосвайный дом каркасно-столбовой конструкции, прямоугольный в плане; одноэтажное, сегодня чаще двухэтажное, строение с массивной крышей, с одной или тремя внешними раздвижными стенами. Главным в конструкции японского дома являются опорные столбы, которые устанавливаются на каменные подушки или врываются в землю. Сначала строят каркас, затем возводят крышу. Потолочные балки имеют дугообразную форму, что, как и приподнятость самого дома над землей ( на 60-70 см ), предохраняет жилище от небольших толчков землетрясений. Крыша в японском доме - в прошлом соломенная, сегодня обычно черепичная - огромна. Она защищает дом от палящих лучей солнца, от сильных потоков дождя. Обращенные к улице или к проезжей дороге стены дома - постоянные. Стены, обращенные во внутренний двор усадьбы, в сад, раздвижные. Эти внешние раздвижные стены ( амадо ) делаются из твердых деревянных пластинок. В жаркое время года амадо снимаются совсем. Перегородки, отделяющие веранду от жилых комнат, называются "седзи". Рама седэи и ее решетка делаются из дерева, а верхняя ее часть оклеивается с наружной стороны рисовой бумагой, пропускающей свет. Внутреннее жилое пространство дома делится на комнаты с помощью раздвижных стен - фусума. Деревянная рама и решетка фуоума с двух сторон оклеиваются непрозрачной плотной бумагой. Иногда в нижней части фусума бумага закрепляется бамбуковыми планками. Нередко на бумаге помещается рисунок. Часто это пейзажи, цветы и птицы, изображения гор.

Реферат опубликован: 12/12/2006