Социально-экономические проблемы угольной промышленности

Страница: 11/14

Средства государственной поддержки используются:

на реализацию Тарифного соглашения, определяющего условия оплаты труда шах­теров;(тарифное соглашение заключается между Российским независимым профессиональ­ным союзом рабочих угольной промышленности, Министерством топлива и энергетики и Министер­ством труда Российской Федерации). На реализацию Тарифного сог­лашения недоплачено указанных средств в сум­ме 210 млрд.руб что вместе с долгами потребителей привело к задолженности по заработной плате в сумме 593,6 млрд.руб. ;

на поддержание производственной дея­тельности - прямое воспроизводство, нецен­трализованные капитальные вложения ;

для покрытия убытков от производствен­ной деятельности части угольных предприятий ;

на содержание социальной сферы в угольных регионах.

При переходе на свободные цены в угольной промышленности на основе анализа технического состояния шахт и разрезов, их горно-геологических условий и уровня экономических показателей сформированы 4 группы предприятий с различными формами и объемами государственной поддержки.

К первой группе относятся шахты, разрезы, ОФ, обеспечивающие полное самофинансирование за счет свободных цен на угольную продукцию (на их долю приходится 24% товарной про­дукции и 6,4% трудящихся);

Во вторую группу включены предприятия, которым необходима государственная поддержка для финансирования нецентрализованных капитальных вложений (их доля в добыче угля - 6,5%. в численности трудящихся - 7%).

К третьей группе отнесены шахты и разрезы, которым необходима государственная поддержка для финансирования капитальных вложений, а также для реализации Тарифного соглашения (их доля в добыче угля-21%, в численности трудящихся - 22%).

К четвертой группе отнесены предприятия, которым дотируются расходы на капитальные вложения, реализацию Тарифного соглашения, а также на возмещение убытков от производственной деятельности - на долю этой группы приходится 49% добычи и 65% численности. На последнюю группу приходится около 80% государственной поддержки.

Введение свободных цен на уголь в определенной мере снизило нагрузку на государственный бюджет - из общей суммы затрат на добычу угля за счет потребителей в 1994 г. возмещалось около 50% затрат (против 15% до перехода на свободные цены). Вместе с этим, введение свободных цен на уголь резко обострило финансовые взаимоотношения предприятий угольной отрасли с потребителями, задолженность которых возросла с 98 млрд.руб. на 1 июля 1993г. до 1.1 трлн.руб. на 1 апреля 1994 г. На долю металлургов пришлось около одной трети общей задолженности, объектов энергетики - 28%. Около 40% долга пришлось на коммунально-бытовую сферу, военно-промышленный комплекс и др

Прослеживается опасная тенденция к росту числа предприятий, которые могут быть отнесены к четвертой группе, объединяющей убыточные предприятия, обреченные на банкротство в условиях рынка. В связи с постоянным ростом цен на потребляемые материальные ресурсы, тарифы, услуги и неплатежами за поставляемую угольную продукцию в весьма сложном положении оказываются и самые эффективные угольные предприятия, работающие на пол­ном самофинансировании.

В связи с этим в дальнейшем государст­венную поддержку предусмотрено осущест­влять по следующим пяти направлениям :

инвестиции на осуществление мероприятий по реструктуризации отрасли;

возмещение убытков ограниченному кругу убыточных предприятий;

расходы по тарифному соглашению,

содержание социальной сферы до пере­дачи ее местным органам,

закрытие и ликвидация предприятий

Угледобывающим предприятиям как объек­там инвестиционной деятельности присущ ряд специфических особенностей:

- значительная дифференциация экономических показателей предприятий, отражающая различные горно-геологические условия и природные качества угольных запасов;

Реферат опубликован: 16/10/2008