Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов

Страница: 5/6

Главные отрасли — машиностроение и металло-обработка, лёгкая и пищевая промышленности. Уголь привозят с Кузнецкого и Экибастузского бассейнов, металл — с Урала и Кузбасса. Пищевая, лёгкая и деревообрабатывающая промышленности базируются на местном сырье.

Через Омскую область проходит транссибирская железнодорожная магистраль и линии от Омска на Тюмень и Екатеринбург.

Томская область. Ведущие отрасли: машино-строение и металлообработка (элекротехника, при-боростроение, инструментальное и подшипниковое производство, а также производство горно-шахтного оборудования), Лесная промышленность (пилома-териалы и деловая древесина для Новосибирской и Кемеровской областей), Пищевая промышленность (мясная, маслосыродельная и молочная промышлен-ности), лёгкая промышленность на привозном сырье (обувная, швейная и текстильная), нефтяная промыш-ленность.

Сельское хозяйство мясомолочного направления. Главные виды транспорта: водный и автомобильный. Железные дороги: Тайга—Томск—Асино—Белый Яр.

Тюменская область. Основа экономики — нефте-добывающая промышленность (основные месторож-дения: Самотлорское, Уренгойское и Медвежье). Нефтепроводы: Усть-Балык—Омск, Шаим—Тюмень, Самотлор—Анжеро-Судженск, Нижневартовск—Сама-ра. Сургутская ГРЭС работает на попутном газе.

Развиты машиностроение и металлообработка, судостроение, а также производство станков, прибо-ров, автотракторов, строительных машин, электро-оборудования, медицинского и кузнечно-прессового оборудования, аккумуляторов. Имеются судоремонтные предприятия.

Развивается лесная промышленность, лесопиле-ние, производство домов, фанеры, мебели, ДСП. Область занимает видное место по запасам и улову рыбы и морского зверя. Важна промышленность стройматери-алов. Лёгкая промышленность предста-влена камвольно-суконным комбинатом, овчинно-меховой, прядильно-сетевязальной, обувной и ков-ровой фабриками.

Сельское хозяйство животноводческо-зернового направления (животноводство — 60%).

В южной части проходит Транссибирская же-лезнодорожная магистраль. В связи с освоением нефтяных месторождений построена железные дороги Тюмень—Тобольск—Сургут—Нижневартовск и Сур-гут—Уренгой. Для разработки лесных массивов также построены железные дороги. Судоходство по Оби, Иртышу и Тоболу. В обскую губу заходят морские суда. Важное значение играет воздушный транспорт.

Алтайский край. Главные отрасли промышлен-ности — машиностроение и металлообработка и пи-щевая. Также получила развитие лёгкая промыш-ленность.

Машиностроение (главным образом в Барнауле, Рубцовске, Новоалтайске) производит тракторы, электрооборудование, сельскохозяйственные машины, двигатели, моторы, котлы, вагоны, электропечи, кузнечно-прессовое и геологоразведочное оборудова-ние.

Ведётся добыча нерудных стройматериалов, повареной соли, а также золота, ртути, цветных металлов.

Сельское хозяйство молочно-мясного и мясо-шерстного направления. Выращивают пшеницу, овёс, кормовые. Имеется пчеловодство.

Основные линии железных дорог: Новоси-бирск—Барнаул—Павлодар, Алтайское—Камень-на-Оби—Карбышево. Судоходство — по Оби и её притокам. Из автодорог главными являются Чуйский тракт и Новосибирск—Барнаул.

На основе рассмотрения отдельных областей можно сравнить оба района в целом.

Сходство районов выражается, в основном, в производстве продукции деревообрабатывающей промышленности. Также в обеих районах выпускаются сельскохозяйственные и строительные машины. Лёгкая промышленность имеет внутреннее значение. Сельское хозяйство преимущественно молочно-мясного типа. Оба района поставляют на российский рынок картофель.

При всех этих сходствах нужно отметить, что обрабатывающая промышленность Волго-Вятского района более развита по отношении к Западно-Сибирской, так как основной упор экономики ЗС делается на добывающую промышленность.

Районы также различаются по выпуску станков (ЗСР), химической продукции (ВВР), а также по разнообразным отрослям машиностроения и металлообрабатывающей промышленности лёгкой и химической промышленностей, сельского хозяйства.

2.2. Внутрирайонные и межрайонные связи.

В топливном баллансе ВВР на первом месте стоит уголь, на втором — газ. Всвязи с невысокой обеспеченностью топливом, оно закупается в других районах. Несмотря на относительно низкую долю торфа в топливном баллансе, район занимает первое место в России по его добыче. Значительную роль играет мазут с нефтеперерабатывающих заводов в Нижнем Новгороде и Кстово. Нефть на эти заводы поступает из других районов, в частности из Западной Сибири, где в качестве топлива используется в основном газ.

ВВР имеет недостаток электроэнергии, когда ЗСР полностью обеспечивает себя тепловой электроэнергией. Чёрная металлургия лишь на 10% обеспечивает ВВР прокатом, но машиностроение, в отличие от ЗСР, имеет общероссийское значение.

Реферат опубликован: 3/10/2009