Сравнительная характеристика экономических районов центральной России

Страница: 4/12

В ЦЭР черная металлургия имеет вспомогательное значение, где используются руды КМА и кузнецкий кокс. Доменное производство представлено в Туле, ферросплавы и металлические порошки производит Новотульский комбинат, сталь и прокат – Москва, Электросталь, метизы — Орел, в районе развито производство огнеупоров.

Черная металлургия ВВЭР – старейшая отрасль. Металлургические заводы, хотя и небольшие, но выпускают необходимый ассортимент металла. Основные центры черной металлургии – Выкса, Кулебаки, Н. Новгород.

Цветная металлургия представлена в ЦЭР, Северо-Западе. Для Северо-Запада характерна обработка тяжелых цветных металлов (никель, медь), добываемых в Мурманской области (район Печенги), и некоторые вспомогательные производства (ремонт оборудования и пр.), сосредоточенные в Санкт-Петербурге. Производство алюминия представлено горнодобывающими предприятиями, глиноземными заводами (пикалевский, тихвинский и волховский в Ленинградской области), прокатом легких металлов (Санкт-Петербург). Тихвинский завод, работающий на тихвинских высококремнистых бокситах, кроме глинозема выпускает также электрокорунд, а Волховский и Пикалевский, работающие на нефелинах и известняках, производят кроме глинозема соду и цемент. Глиноземные заводы приурочены к месторождениям бокситов и известняков. Размещение алюминиевых заводов обусловлено крупным источником гидроэнергии – Волховской ГЭС.

Для ЦЭР цветная металлургия имеет внутрирайонное значение. Представлена производством редких и рассеянных металлов, сплавов из титана, магния в Подольске, драгоценных металлов в Касимове и Щелкове, тугоплавких и жаропрочных металлов в Москве, сплавов и проката в Москве, Кольчугине, Ступине.

Машиностроительный комплекс. Для ЦЭР ведущая отрасль рыночной специализации – высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования и оборудования для легкой и пищевой промышленности. Для машиностроения ЦЭР характерны выпуск продукции широкой номенклатуры и высокий удельный вес общесоюзном производстве такой продукции, как электродвигатели, агрегатные станки, приборы контроля и регулирования технологических процессов, оборудования для лесной, текстильной, легкой, пищевой промышленности, вагонов и т.д. Развита электронная и радиотехническая промышленность.

Машиностроительные заводы производят магистральные тепловозы, речные суда, двигатели, оборудование для торфяной и угольной, полиграфической промышленности, а также сельскохозяйственные и дорожные машины. Специализация на отраслях наиболее сложного точного машиностроения и средств автоматизации связана с наличием в районе высококвалифицированных кадров и мощной научно-технической базы. Предприятия машиностроения имеют широкие связи по кооперированию.

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Удельный вес только автомобилестроения в структуре машиностроения весьма значителен. Крупный центр автомобилестроения – Москва (ЗИЛ, АЗЛК. В Ликино-Дулеве находится автобусный завод, в Коломне тепловозостроительный завод. Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском (Калужская область) и Муромском (Владимирская область) заводах. Вагоностроение представленное Тверским вагоностроительным заводом, производящим пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов, и Мытищинским заводом, выпускающим пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена. В Брянске производят изотермические вагоны. Москва, Рыбинск и Кострома – центры речного судостроения и судоремонта.

Основной центр станкостроения – Москва. Здесь находятся заводы, выпускающие серийные полуавтоматические и автоматические станки, сложные автоматические линии и агрегатные станки. В ЦЭР производятся приборы, средства автоматизации и системы управления. Основной центр этой отрасли. Приборостроение также развито во Владимире, Рязани, Смоленске.

Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове.

В районе производят также тракторы и сельскохозяйственные машины. В Люберцах выпускаются самоходные комбайны, сенокосилки, во Владимире – колесные тракторы, в Бежецке – льноуборочные машины, в Рязани и Туле – разнообразные сельскохозяйственные машины и инвентарь.

В Москве, Иванове, Кимовске (Тульская область) изготовляется оборудование для легкой промышленности, в Подольске – для швейной, в Туле – для трикотажной промышленности. В Рыбинске находится завод полиграфического оборудования.

Для машиностроительного комплекса Северо-Запада района характерна значительная территориальная концентрация. Подавляющее большинство машиностроительных заводов Северо-Запада сосредотачивается в Санкт-Петербурге и его пригородах. В МСК Северо-Запада выделяется три ветви. Одна из них включает предприятия, ориентирующиеся на высококвалифицированный труд и отличающиеся малой металлоемкостью. Это предприятия радиоэлектроники, приборостроения, электроники. Все они имеют особо благоприятные условия развития в районе.

Реферат опубликован: 12/08/2007