Статистика животноводства

Страница: 16/28

Статистический анализ выхода, продукции животноводства

Основными задачами анализа продукции животноводства является изучение ее объемов по сравнению с потребностью, платежеспособным спросом, планами и договорами, измене­ний объемов в пространстве и во времени, а также оценка вли­яния на выход продукции комплекса факторов. Это предпол­агает применение системы относительных показателей и ком­плекса методов статистического анализа влияния факторов.

По стране в целом, регионам, социальным секторам, ти­пам предприятий и другим совокупностям могут сравнивать­ся абсолютные показатели производства продукции животно­водства по видам и в целом, а также относительные показате­ли ее выхода на 100 га земельных угодий. Последние важны для обеспечения сопоставимости, особенно ес.1и неодинаковы или изменяются размеры сравниваемых совокупностей. Так, например, производство .мяса в убойном весе на сельскохозяй­ственных предприятиях сократилось с 1990 по 1995 г. с 7.0 до 2.7 млн т. или на 61.4%, а в расчете на 100 га сельскохозяй­ственных угодий с 34,6 до 17,5 ц. или на 49,6% при одновре­менном сокращении обшей их площади на 23,7%. Передача земель крестьянским и личным подсобным хозяйствам насе­ления послужила основой для увеличения у них общих объ­емов производства.

Анализ выхода продукции животноводства по факторам предполагает учет численности и продуктивности животных. потребления кормов и их окупаемости, качества стада, усло­вий содержания и других зоотехнических мероприятий. Об­щую схему и последовательность анализа выхода продукция в целом и в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий можно представить следующим образом:

1. Выход продукции отдельного вида Wi(молока, яиц, шер­сти) зависит непосредственно от численности Si(или плотнос­ти на 100 i-a) поголовья и продуктивности 1 головы уi т.е. Wi = S i• уi

По группе однородных видов продукции, например про­дукции выращивания крупного рогатого скота, свиней, пти­цы и т.п общий выход также зависит от численности живот­ных Si и их продуктивности уi: W= åSi • уi

2. Co стороны материальных факторов выход продукции W определяется в первую очередь объемом потребляемых кор­мов Q и их окупаемостью V — выходом продукции на едини­цу корма: W = Q • V. При рассмотрении показателя, обратно­го окупаемости кормов, — затрат кормов на единицу продук­ции животноводства К - отношение составит W = Q/K. Сте­пень влияния каждого фактора может быть оценена путем расчета индексов объема и окупаемости кормов или методом разложения составного показателя W = Q • V.

3. Общий объем потребляемых кормов Q представляет со­бой сумму кормов собственного производства и покупных. Производство кормов зависит, как отмечалось выше, от раз­мера кормовой площади и средней продуктивности 1 га. ана­лиз которых является задачей статистики растениеводства,

4. Объем потребляемых кормов в животноводстве распределяется по отдельным видам и группам животных. Масса кормов, выделяемая на производство молока, яиц, говядины, свинины и др., зависит от общей обеспеченности кормами и уровня специализации, выражаемого долей кормов , используемых для производства продукта Например, для производства молока на сельскохозяйственных предприятиях России в 1995 г. выделялось 39,9% всех кормов по сравнению с 36,3% в 1990 г.,

Распределение кормов между видами животных зависит от комплекса факторов: спроса на продукцию, эффективности производства, состава кормов, уровня обеспеченности ими, природных условий, наличия животных и др. При наличии больших площадей естественных угодий и преобладании в общем потреблении пастбищных, грубых и сочных кормовпредприятия и хозяйства будут специализироваться в первую очередь на овцеводстве и скотоводстве. Свиноводство и пти­цеводство требуют развитого производства зерна и комбикор­мовой промышленности, увеличения потребления покупных кормов.

Реферат опубликован: 23/10/2006