Топливно-энергетический комплекс Украины

Страница: 18/26

Исходя из поправок Минэкономики к Национальной энергетической программе, в 2010 г. будет добыто 5,3 млн. т нефти вместо предусмотренных ранее 7,5 млн. т. Для удовлетворения потребности Украины в нефти необходимо будет увеличить её импорт до 20 млн. т. Публикуемые данные о разведанных запасах нефти в Украине противоречивы: в соответствии с Национальной энергетической программой (1996 г.) они составляют 900 млн. т, по данным Международного агентства по энергетики (1995 г.) – 236,2 млн. т. Эффективность использования запасов нефти в Украине мала. По сравнению с пиковым объёмом добычи нефти, который в 1972 г. достиг 14,4 млн. т, в дальнейшем происходило его падение (до 2 млн. т в 2000 г.). Для сравнения укажем, что в Румынии, где запасы нефти значительно уступают Украинским, благодаря активным работам в области повышения эффективности добычи удалось стабилизировать её на уровне 7 млн. т/год. Для расширения геологоразведочных работ в Украине необходимо привлечь инвестиции в объёме примерно 600 млн. дол.

Сегодня вся импортируемая нефть поступает в Украину по нефтепроводу из России, которая в зависимости от политической и экономической конъюнктуры может существенно влиять на цены и порядок расчетов как по своей, так и казахстанской нефти. В 1999 г. из переработанной у нас нефти (10,4 млн. т) доля украинской составила 21,7%, российской - 65,2%, казахстанской - 13,1%. Предпочтительной, с точки зрения технико-экономических показателей, является переработка более высококачественных украинских нефтей. Так, например, на Лисичанском НПЗ плата за переработку составляет 11-12 дол./т, российской – 13 дол./т, а выход бензинов – 26 и 13,2% соответственно. В этой связи использование украинскими НПЗ других сортов нефти, качество которых выше, чем российской и казахстанской, - алжирской, ангольской, нигерийской, норвежской и др., - позволило бы без дополнительных инвестиций увеличить выработку дефицитных светлых нефтепродуктов.

Выбор поставщиков базируется в первую очередь на экономической целесообразности. Его возможности обусловлена различным уровнем затрат на добычу и транспорт нефти нефтедобывающих регионах и странах мира, а также неоднородностью её качественного состава. Положительный опыт в этой области накоплен во Франции, которая при годовой переработке 92 млн. т нефти импортирует 90 млн. т; в 1998 г. импорт распределился следующим образом: Ближний Восток дал 43,7% общего импорта (в 1978 г. – 78,9%), Северное море _ 32,3% (2,7%), Африка – 17,6% (14,7), другие страны - 6,4% (3,7%).

По тем же соображениям большинство постсоциалистических стран 1990 г. оказалось от 100%- ного импорта нефти из России и частично её закупает у Норвегии, Великобритании, Ирана и др. стран. В 1999 г. по нефтепроводу «Дружба» экспорт нефти из России в Чехию (общая потребность – 9 млн. т/год) составил 3,8 млн. т, Словакию (10 млн. т) – 4,5 млн. т, Венгрию (10 млн. т) – 4.9 млн. т ив Польшу (17 млн. т) – 12,1 млн. т; экспорт России через морские порты составил: Вентспилс – 11,3 млн. т, Новороссийск – 12,7 млн. т, Туапсе – 4,.2 млн. т, Одесса – 4,8 т.

В Украине существуют объективные условия для организации альтернативных поставок нефти с Ближнего Востока, из Африки и Азербайджана. Практически не используется Одесская нефтегавань, пропускная способность которой после реконструкции увеличилась с 15 до 24 млн. т (1997 г.). Достигнутой мощности достаточно для обеспечения нефтью Одесского и Кременчугского НПЗ. Азербайджанская нефть может поступать на Херсонский НПЗ танкерами из Супсы (до 1,7 млн. т/год); для этого необходимо построить нефтепровод из Херсонской нефтегавани до НПЗ длинной 12 км, что потребует инвестиций в размере 2 млн. дол., срок строительства – 1 год. В дальнейшем Херсонская нефтегавань и НПЗ могут быть реконструированы для увеличения мощности до 6 млн. т/год. Действующая технологическая схема самого современного из украинских НПЗ – Лисичанского позволяет эффективно использовать азербайджанскую нефть с глубиной переработки 66-67%. Транспортировать её можно морем до Одесской нефтегавани, а затем по железной дороге до Лисичанска. По данным Укрнефтехимпереработки, в том числе казахстанской – 6 млн. т. из этого объёма на Лисичанский НПЗ необходимо поставить 4 млн. т, херсонский НПЗ – 1,5 млн. т.

В Украине действуют также нефтетерминалы в Крыму (Феодосия и Анкерман) мощностью 1 млн. т/год; реконструкция позволила бы увеличить их пропускную способность в 1,5 – 2 раза. Для осуществления этого проекта потребуется 10 млн. дол. Целесообразно также строительство для обеспечения собственных нужд и транзита азербайджанской нефти в Западную Европу нового Одесского терминала мощностью 12 млн. т/год (1 очередь) стоимостью 647 млн. дол.

Реферат опубликован: 30/04/2007