Транспортный комплекс

Страница: 2/5

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузо­обороте всех видов транспорта (56,7 ^/о) и в пассажирообороте (33,7%).

Он имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимуще­ственное развитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризу­ется относительно свободным размещением, надежностью, регуляр­ностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, ус­ловий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает произ­водительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тдги. Железнодорожный транспорт осо­бенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огром­ной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пас­сажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и мине­ральные удобрения, продукция машиностроения и др.

Значительные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Грузо­потоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Се­верного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Цент­ральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей: Цент­рального района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы из лесостепной и степной зон идут в густонаселенные потребляющие районы.

Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети — радиально-кольцевая с центром в Мос­кве. От Московского железнодорожного узла отходят основные маги­страли в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко вы­раженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Вос­током является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Ря­зань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток, длиной 9332 км. По­строена Байкало-Амурская магистраль, Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через тер­риторию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой. Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала —5 км на 1000 км, поэтому очень вы­сока грузонапряженность железных дорог. Железными дорогами в 1992 г. перевезено 1630 млн.т грузов и 2,4 млрд. пассажиров, получено

более 50 млн. руб. прибыли. Однако общий объем перевозок упал на 20% по сравнению с 1991 г. Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодо­рожной сети. Резко сокращаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имеет тяжелые пос­ледствия. Например, даже участок Транссиба проходит через террито­рию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднеси­бирской и КЭжно-Сибирской магистралях. А это самые грузонапряжен-ные магистрали, обслуживающие связи ^восток—запад" России. Учас­ток дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте со­храняются, так как они связаны с недостатками в размещении и разви­тии производства во многих отраслях хозяйства страны.

Реферат опубликован: 16/01/2009