Трудовые ресурсы, их численность, характеристика развития угольной промышленности

Страница: 9/11

В период становления и развития рыночных отношений Центральный район выделяется среди других регионов страны более успешным ходом экономических реформ, направленных на социально-ориентированную многоукладную рыночную экономику, структурную перестройку. Район дает наибольшую долю финансовых ресурсов в бюджет страны.

Промышленность способствовала развитию других отраслей региональной экономики, однако и обострила немало проблем, в первую очередь экологических. Главными отраслями рыночной специализации Центрального района являются высокоразвитое квалифицированное машиностроение, химическая и легкая и полиграфическая промышленность. Наличие крупных городов и высокая плотность населения обусловливают специализацию сельского хозяйства главным образом на производстве ранних овощей и картофеля, молока и других малотранспортабельных продуктов. Район занимает одно из первых мест в РФ по объему промышленной продукции. Центральный район – основной производитель в России хлопчатобумажных, льняных тканей, кожаной обуви. На долю района приходится более 90% всей производимой в стране полиграфической продукции. Он является основным районом развития науки и культуры России, кузницей квалифицированных кадров.

Отрасли специализации промышленности Центрального района.

Ведущая отрасль рыночной специализации – высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования и оборудования для легкой и пищевой промышленности. Для машиностроения Центрального района характерны выпуск продукции широкой номенклатуры и высокий удельный вес общесоюзном производстве такой продукции, как электродвигатели, агрегатные станки, приборы контроля и регулирования технологических процессов, оборудования для лесной, текстильной, легкой, пищевой промышленности, вагонов и т.д. Развита электронная и радиотехническая промышленность.

Машиностроительные заводы производят магистральные тепловозы, речные суда, двигатели, оборудование для торфяной и угольной, полиграфической промышленности, а также сельскохозяйственные и дорожные машины. Специализация на отраслях наиболее сложного точного машиностроения и средств автоматизации связана с наличием в районе высококвалифицированных кадров и мощной научно-технической базы. Предприятия машиностроения имеют широкие связи по кооперированию.

Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Удельный вес только автомобилестроения в структуре машиностроения весьма значителен. Крупный центр автомобилестроения – Москва, где имеются производственные объединения имени И.А. Лихачева (ЗИЛ), производственное объединение АЗЛК, выпускающее легковые автомобили «Москвич». В Ликино-Дулеве (Московская область) находится автобусный завод. Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения Коломенский тепловозостроительный завод (Московская область). Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском (Калужская область) и Муромском (Владимирская область) заводах. Развито в Центральном районе и вагоностроение, представленное Тверским вагоностроительным заводом, производящим пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов, и Мытищинским заводом, выпускающим пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена. В Брянске производят изотермические вагоны. Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома – центры речного судостроения и судоремонта.

Основной центр станкостроения – Москва. Здесь находятся такие заводы, как «Красный пролетарий», выпускающий серийные полуавтоматические и автоматические станки, завод им. Орджоникидзе, специализирующийся на производстве сложных автоматических линий и агрегатных станков. Москва – крупнейший центр производства инструментов (заводы «Калибр», «Фрезер» и др.). Крупными центрами станкостроения стали Рязань и Коломна.

Реферат опубликован: 5/02/2010