Тунис

Страница: 3/9

Главные промысловые рыбы у берегов — сардина, анчоусы, скумбрия и тунец. Рыболовство развито и в прибрежных озерах на севере страны. В заливе Габес издавна ведется лов морской губки, идущей на экспорт.

Обычно в природном отношении Тунис делится на четыре крупных района, которые в основном совпадают с климатическими районами. Их традиционные названия, часто употребляемые в литературе,— «тель», «сахель», «степи» и «Сахара». Тунисский Телль — северная, в основном горная и относительно влажная часть страны, благоприятная для сельского хозяйства. Тунисский сахель — восточная прибрежная низменность, благо приятная для выращивания оливок и некоторых других солнцелюбивых культур даже при малых осадках. Тунисскими «степями» называют ступенчатые равнины центральной части с полупустынными ландшафтами. Здесь возможно богарное земледелие, но наиболее распространено овцеводство. Тунисская Сахара — пустынная часть страны, район кочевого скотоводства и оазисного земледелия.

Население и этнокультурные особенности Туниса

Население Туниса однородно в национальном отношении: подавляющую массу составляют тунисцы арабо-берберского происхождения.

Основным средством общения служит арабский язык в литературной форме и его разговорный диалект, широко употребляется также французский. Государственный язык — арабский.

Согласно конституции, государственной религией является ислам. Президентом республики может быть только мусульманин. Конституция вместе с тем гарантирует свободу совести и свободное отправление религиозных культов.

В стране, особенно в первые годы независимости, была развернута активная борьба против архаических пережитков, связанных с исламом, создана единая система светского образования, ликвидирована сеть коранических школ при мечетях. Высшее учебное заведение аз-Зитуна, в прошлом крупный центр мусульманского богословия, было преобразовано в факультет Тунисского университета. По решению властей повсеместно были закрыты «завии» — святыни братств и марабутов.

До последнего времени Тунис среди арабских стран несколько выделялся характером преобразовании в области социальной и культурной жизни, оказавших определенное влияние и на демографическую ситуацию в стране. В 1956 г. был принят Кодекс законов о семье и браке, который запретил полигамию, установил юридическое равноправие мужчин и женщин. С середины 60-х годов активно пропагандируется практика планирования семьи. Медицинские мероприятия, проведенные в рамках этой кампании, дали некоторые положительные результаты в сочетании с политикой, направленной на эмансипацию женщин. Известную роль сыграло повышение брачного возраста. Законом от 1964 г. он установлен в 17 лет для девушек и 20 лет для мужчин.

На динамику и состав населения существенное воздействие оказывают внешние миграции. В последние десятилетия неуклонно нарастал поток эмиграции тунисских рабочих во Францию ФРГ, с 70-х годов — в Ливию и страны Персидского залива. Большинство отъезжающих в поисках работы за границу составляют мужчины. Общее число тунисцев эмигрантов в 70-х годах достигало 200 тыс., в том числе 150 тыс. проживали во Франции.

В независимом Тунисе быстро растет армия наемного труда и рабочий класс. Ныне на рабочих и служащих приходится более 50% экономически активного населения. Свыше 200 тыс. кадровых фабрично заводских рабочих насчитывает в своих рядах пролетариат.

За последнюю четверть века резко сократилась занятость в сельском хозяйстве. В 50-х годах аграрное население составляло 70%. Согласно результатам переписи 1966 г. доля тунисцев живущих сельскохозяйственным трудом, сократилась до 41% а в 1975 г. она составила уже 32%. В промышленности и ремесленном производстве, в строительстве занято 26% экономически активного на селения, на транспорте и в сфере обслуживания — 25% остальные 17% — безработные и «лица неопределенных занятий».

Тунис — страна с относительно высокой долей городского населения.

По условиям жизни и бытовому укладу, материальной культуре население страны традиционно делилось на две большие группы: горожан и сельских жителей, с одной сторон, и бедуинов-кочевников — с другой. Термином «бедуины» мы пользуемся условно. Скотоводческие племена, занимавшие предпустынную область и сухие степи, а отчасти север страны (Западный Телль), издавна вели полуоседлый образ жизни. Примерно с XVII в. крупные племена (зласс, фрашиш хаммама) не меняли основных мест расселения и совершали лишь сезонные перекочевки. Однако еще в начале XX в. жители степей и полупустынь сахарской зоны обитали в палатках, иногда в непрочных хижинах, которые здесь называют гурби. Гурби встречаются двух видов. Первый — это круглая хижина киб. Ее каркас устроен из веток, стенами служат циновки, укрытые сверху соломой. Второй вид гурби — маамра, прямоугольный в плане дом, сложенный из грубо обтесанного камня, а чаще из брусков высушенной на солнце глины. Обычно такие жилища стоят изолированно или образуют поселение — дуар. Дуары в настоящее время являются основным типом поселения в степях и на юге, часто они встречаются в северо-западных районах Туниса.

Реферат опубликован: 15/05/2008