Экономика Аргентины

Страница: 7/10

Между тем, после девяти лет "менемизма" Аргентина кажется готовой к грядущим переменам на властном Олимпе. Большинство избирателей сегодня уверено, что в следующем году победу на выборах одержат левые, если они смогут договориться и выдвинуть единого кандидата на конференции в ноябре этого года.

Что же можно ожидать от правительства левых в случае, если президентом станет их представитель? Судя по их выступлениям, первые действия нового правительства будут направлены на борьбу с коррупцией и проведение тех реформ, которые долгое время игнорировались президентом Менемом, особенно в областях правовой и социальной политики. Что же касается экономики, то здесь можно ожидать скорее некоторых усовершенствований реформ, начатых Менемом, чем полный отказ от них. Левые могут даже обещать и больше, стремясь получить поддержку со стороны влиятельной партии отца финансовой стабилизации, экс-министра экономики Доминго Кавалло.

В конце концов либерализация политической жизни Аргентины, предлагаемая левым альянсом, может оказаться именно тем бальзамом, который залечит раны, нанесенные экономике страны тем образом правления Менема, который многие в стране называют не иначе, как "сицилианский". Что же касается экономических реформ, то они по крайней мере не будут остановлены. Но это будет только через 10 месяцев. Пока же Аргентина и ее стабильное песо находятся под угрозой стать очередными жертвами охватившего мир кризиса, и в ноябре 1999 года страна может оказаться в совершенно иной политической и экономической ситуации.

Аргентина: ее пример - другим наука

В 1989 году Аргентина приступила к осуществлению революционных реформ, значительно снизивших степень государственного вмешательства и контроля. Наиболее важным шагом за последние годы стала приватизация системы пенсионного обеспечения. Пример Аргентины показывает, что даже в очень трудных экономических обстоятельствах возможно осуществить переход от системы пенсионного обеспечения, основанной на принципе - работающий платит за не работающего (РПН), к конкурирующим частным пенсионным программам с личными пенсионными счетами.

По системе РПН с ныне работающих взимается налог, используемый на выплату пенсий уже не работающим. Общая сумма социального налога на работающих и работодателей в Аргентине в прошлом доходила до 50%, что было непосильным бременем. Такие налоги приводили к тому, что частные компании не были заинтересованы в найме новых работников. Занятость в частном секторе перестала возрастать, и за последние два года, во время серьезной депрессии, вызванной мексиканским кризисом, безработица достигла 17%.

Стремясь избежать высоких социальных налогов и обременительного государственного контроля рынка рабочей силы, многие работники и компании уходят в подпольную экономику. По оценкам аргентинских экономистов, огромное число (почти половина) всех работающих трудятся неофициально или нелегально.

Поскольку такое большое число работающих не платило социальных налогов, показатель зависимости, т. е. число пенсионеров на одного работающего, который в действительности платит социальные налоги, составлял лишь немногим меньше единицы (один из самых высоких в мире). В результате возник порочный круг: высокие социальные налоги в легальной экономике приводили к оттоку рабочей силы в подпольную экономику, что приводило к еще большему повышению налогов и к дальнейшему оттоку рабочей силы из легального сектора, и т. д.

Программа приватизации, осуществление которой начато в 1994г., дает каждому работающему возможность выбора между старой системой и внесением пенсионных вкладов (обязательно не менее 111% заработка) в один из многочисленных частных пенсионных фондов. После вялого старта частная система стала быстро расти, и к настоящему времени более 60% работающих выбрали себе один из частных пенсионных фондов.

В скором времени более чем 90% работающих будут откладывать деньги на пенсию в рамках частных программ. Работающие имеют личные счета, где они накапливают средства на пенсию, внося вклады, а также получая дивиденды от финансовых операций, осуществляемых фондом. Пока фонды в основном инвестировали средства в государственные облигации, одна ко по мере выхода аргентинской экономики из депрессии они будут вкладывать все большую долю средств в акции частных предприятий и частные облигации. Такие инвестиции в частный сектор расширят аргентинский рынок капитала, отстающий по сравнению с другими странами Латинской Америки. Высокая доходность пенсионных фондов должна также привести к росту уровня сбережений после полного выхода аргентинской экономики из депрессии.

Реферат опубликован: 5/06/2006