Экономика Китая

Страница: 9/12

хочу, чтобы делали мне, и не хочу делать другим", включал в

качестве первостепенных принципов добродетельности уважение

и строгое подчинение сложившемуся разделению социальных

ролей: государь должен быть государем, сановник -

сановником, отец - отцом, сын - сыном.

Конфуцианство, заложившее с древности идеологический

фундамент китайского общества, выдвинуло в качестве

краеугольного камня социальной организации - ли, что

означало норму, правило, церемониал. Ли предполагало

поддержание навечно рангово-иерархических различий. Согласно

каноническому трактату "Ли цзи", Конфуций говорил, что без

ли не может быть порядка, а следовательно, и процветания в

государстве: "Нет ли - значит, нет различий между государем

и подданным, верхами и низами, старыми и молодыми . Ли -

установленный порядок вещей".

Аналогичным образом в Индии "образующий реальное и

нереальное Брахма не только "вечный творец существ", но и

определяющий для всех "имена, род деятельности (карму) и

особое положение". Ему приписывается установление кастового

деления и требование безусловного его соблюдения. Согласно

исходящим от Брахмы "Законам Ману" (сложившимся в VI-V веках

до н. э.), высшее положение в обществе занимают жрецы -

брахманы, служение которым оценивается как "лучшее дело" для

простолюдина - шудры. Последний же "не должен накапливать

богатств; даже имея возможность (сделать это), так как,

приобретая богатство, притесняет брахманов".

Мистическая аскеза свидетельствует об эгоизме,

рассчитывающем на индивидуальное освобождение от страданий,

но она же демонстрирует высшую степень альтруизма: отказ от

земных благ, жертвенность служат для других примером

бескорыстия, постоянным укором стяжательству, низким

страстям и бездуховности. Миро - и жизнеотрицание нередко

оказывается отрицанием лишь мира зла, но не жизни как

таковой. Напротив, в постоянном стремлении к

самосовершенствованию, в неустанном поиске истины

проявляется подлинное утверждение жизни как вечно

изменяющегося процесса, потока нескончаемых перемен.

Оценивая сократовский принцип "Познай самого себя",

Гегель назвал его "центральным пунктом всего

всемирно-исторического поворота" в том смысле, что "место

оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов .".

Аналогичный поворот наблюдался практически в то же время и в

культурах Востока. Тенденция к признанию самосознания в

качестве источника добродетельности, субъективирование

нравственности, наблюдаемое, в частности, в раннем буддизме,

было выступлением против абсолютного авторитета Вед и

суровости кастовой дисциплины.

Колебание между двумя крайностями: обоснованием

общественного статуса морали за счет принижения реального

индивида или утверждением конкретного индивида за счет

игнорирования социальной сути морали было универсальной

характеристикой античной эпохи. Однако особенности

социального бытия древнеазиатского общества не могли не

сказаться на перевесе "колебаний" в сторону неблагоприятную

для дальнейшего развития свободной личности. Это, в свою

очередь, определило и судьбы развития философской мысли,

которая на протяжении веков, оставаясь в замкнутом

пространстве традиционных мыслительных структур, занята была

преимущественно их комментированием и истолкованием.

Согласно древнекитайской космогонии, в начале мира единая универсальная субстанция - ци - в какой-то момент разделилась на два начала. Первое - ЯН - характеризовалось как светлое и теплое; второе - ИНЬ - как мутное и холодное. Ян как более легкое, взметнувшись вверх, образовало небо, а инь как более тяжелое опустилось вниз и образовало землю.

Обычно в китайской мифологии активное мужское начало ян ставится на первое место, хотя инь и ян формально равны и взаимодополняющи. Но это не значит, что женское начало инь «слабее» - китайская философия утверждает, что «податливое преобладает над крепким, слабое - над сильным, гибкое - над жестким, покой - над движением, пассивное - над активным, тайное - над явным». Не случайно мудрец внешне пассивен, самоотстранен от мира, находится в состоянии покоя и пустотности сознания, незамечаем другими людьми и всегда ставит себя позади них. В этом - высшая мудрость.

Реферат опубликован: 13/10/2006