Экономика Южной Кореи

Страница: 2/14

Экономический кризис болезненно отразился на социальной сфере: сократилась реальная покупательная способность населения, многие предприятия заморозили или сократили размеры заработной платы, возросла безработица. Государство приостановило строительство ряда общественных объектов, было объявлено о грядущих изменениях в системе пенсионного обеспечения, сокращении размеров социальных субсидий и выплат.

Финансовый кризис в РК во многом способствовал победе на президентских выборах в дек. 1997 г. лидера оппозиции Ким Дэ Чжуна, сумевшего использовать недовольство южнокорейцев экономической политикой правящей партии. В своей экономической стратегии Ким Дэ Чжун делает основной упор на недопущение резкого снижения уровня жизни населения, создание либеральной экономической модели, ориентированной на поддержку малого и среднего бизнеса. Экономическая программа новой южнокорейской администрации предполагает также структурные реформы в промышленности, ускорение либерализации финансового рынка, развитие НИОКР.

Экономический кризис в РК проявившийся в истощении валютных резервов, «бегстве» из страны инокапитала, резком обесценивании нацвалюты и повальном банкротстве южнокорейских компаний, выявил целый ряд «хронических болезней» южнокорейской экономики. Наиболее серьезная из них — чрезмерная концентрация капитала в руках небольшого количества финансово-промышленных групп, которые, пользуясь своим привилегированным положением и влиянием на правительство, проводили бесконтрольную политику в области заимствований и инвестиций. Подобная практика привела к колоссальному росту долговых обязательств и образованию структурных диспропорций в экономике. Не менее значимой проблемой стала внутренняя неподготовленность общества к восприятию политики форсированной «либерализации» и «глобализации». После «открытия» внутреннего рынка многие южнокорейские компании, обремененные краткосрочными долгами и не сумевшие найти свое место в международном интеграционном процессе, пали жертвами циклических изменений мировой конъюнктуры, особенно в период азиатского кризиса. Массовые банкротства фактически парализовали финансовый сектор южнокорейской экономики, дестабилизировали кредитно-денежную систему страны.

Выход из создавшейся кризисной ситуации администрация Ким Дэ Чжуна видит в дальнейшем реформировании южнокорейского общества по западному образцу («параллельное развитие демократии и рыночной экономики»), приближая его экономическую модель к американской и отходя от азиатской. На это были ориентированы и рекомендации стабилизационной программы МФВ, которым правительство РК, хотя и с некоторыми оговорками, следовало на протяжении прошедшего года. В основу этих рекомендаций была положена неоконсервативная модель госрегулирования, предусматривающая, в частности, обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.

Экономическая реформа в РК осуществлялась под патронажем МВФ в несколько этапов. В период с дек. 1997 г. по апр. 1998 г. основной задачей было преодоление кризиса ликвидности за счет привлечения заёмных средств и кредитов. К марту РК получила инокредитов по линии международных организаций на 21,4 млрд.долл. Южнокорейцам удалось также реструктурировать до 90% своих краткосрочных обязательств иностранным кредиторам, которые в феврале достигали 21,8 млрд.долл. Увеличению валютных резервов способствовал и рост положительного сальдо платежного баланса по текущим операциям — до 18,9 млрд.долл. в апр. В результате в период с середины декабря по конец апреля валютные резервы страны увеличились с 3,9 до 30 млрд.долл.

Вместе с тем, сохраняющийся кризис ликвидности (из-за высоких процентных ставок) вынудил правительство использовать в янв. 1998 г. 1 млрд.долл., полученный от АзБР, на обеспечение гарантий кредитования мелких и средних фирм. В апреле им также был выделен заем в 1 млрд.долл. на приобретение импортных сырья и материалов.

В этот же период правительство вновь пошло на увеличение расчетных показателей бюджетного дефицита (с 0,7% до 1,7% ВВП) и снижение учетной ставки с 22,2% до 14,4%, что должно было способствовать приостановлению экономического спада. Одновременно были начаты реформы в финансово-банковской системе и корпоративном секторе, ликвидированы 55 убыточных корпораций и 5 банков. Для решения проблемы «безнадежных» долгов и помощи банковской сфере правительство выделило допассигнований на 64 трлн. вон, а на помощь безработным — 8,5 трлн.вон.

Реферат опубликован: 30/10/2008