Экономика Южной Кореи

Страница: 3/14

С июля по сент. 1998 г., правительственные реформы в финансовой сфере и реальном секторе экономики продолжались. К сентябрю удалось достигнуть относительной стабилизации обменного курса национальной валюты (1,3 тыс.вон за доллар против 1700 в начале года), приостановить рост оптовых и розничных цен, контролировать инфляцию в пределах 8%, сократить чистый внешний долг до уровня 1996 г.

Вместе с тем, уже в этот период стало очевидно, что монетаристские рецепты МВФ не в состоянии решить многих проблем южнокорейской экономики — не были приостановлены спад промпроизводства (на 6,2% во втором полугодии по сравнению с 1997 г.), рост безработицы (до 7,3% от трудоспособного населения), продолжалось сокращение совокупного внутреннего спроса (на 9% по сравнению с 1997 г.), из-за непомерных долгов южнокорейских компаний и высоких процентных ставок (свыше 20%) практически не осуществлялись инвестиции в реальный сектор экономики (сократились почти в половину по сравнению с 1997 г., так как банки РК, опасаясь финансовых рисков, предпочитали «крутить» деньги на межбанковском рынке). Обострившиеся к тому же в результате массовых банкротств (к октябрю обанкротилось свыше 20 тыс. компаний) социальные проблемы и явное нежелание крупных ФПГ брать на себя часть бремени по осуществлению реформ вынудили правительство РК ужесточить госрегулирование экономическими процессами (концепция «неолиберального этатизма»).

С сент., 1998 г. акценты в экономической политике администрации были сделаны уже на неокейнсианских методах стимулирования эффективного спроса за счёт дальнейшего снижения стоимости кредита, расширения бюджетного (дефицитного) финансирования, контролируемой эмиссии, ускоренной реструктуризации ФПГ, «рассасывания» безработицы и т.д.

В результате процентная ставка в РК сократилась с 30% (в начале года) до 8-10% к концу года, расчетные показатели дефицита бюджета были увеличены до 5% ВВП, государство пошло на увеличение ассигнований в фонд занятости, социальных выплат, предоставление кредитов малому и среднему бизнесу. В рамках реформ в корпоративном секторе наиболее заметным событием стало соглашение между пятью крупнейшими ФПГ и правительством, которое предусматривает продажу чэболями нерентабельных дочерних компаний, перераспределение их сфер влияния в ключевых отраслях, а также комплекс мер, которые ФПГ должны осуществлять в целях улучшения своего финансового положения. Новая экономическая политика РК предполагает также использование до 70% бюджетных средств на финансирование госпрограмм в области строительства, НИОКР и образования.

В организационно-правовом плане реформы правительства были сконцентрированы на следующих направлениях.

1. В мае 1998 г. были сняты ограничения на приобретение иностранцами местных компаний путем нежелательных «слияний и поглощений», в результате чего количество отраслей, полностью или частично закрытых для иностранных инвесторов, сократилось до 31. В нояб. в РК вступил в действие новый Закон о поощрении прямых иноинвестиций, предусматривающий налоговые и прочие льготы иноинвесторам.

2. В сент. в РК был принят Закон об операциях с иностранной валютой, определяющий порядок их либерализации в два этапа (с 1 апр. 1999 г. и до конца 2000 г.). Законом вводилась в действие новая система госмониторинга за операциями с валютой в целях предупреждения возможных негативных колебаний) на валютном рынке.

3. Приближение уровня управления предприятиями и компаниями к мировым стандартам. В фев. 1998 г. были внесены дополнения в законодательство о банкротстве, в марте — отменена практики предоставления взаимных гарантий по долговым обязательствам между дочерними компаниями.

4. Реформа финансово-банковской сферы. 96 финансовых институтов РК (по состоянию на окт. 1998 г.) были закрыты или приостановили свои операции.

5. Реформы в корпоративном секторе предусматривали расширение прав держателей акций, улучшение финансового положения корпораций, переход на международную систему отчетности, развитие кооперационных связей между крупным и мелким бизнесом.

200 крупных южнокорейских корпораций и 12 тыс. мелких и средних компаний взяли на себя обязательства представить до конца 1998 г. уполномоченным банкам программы по оздоровлению собственных финансов и реструктуризации.

Реферат опубликован: 30/10/2008