Экономическая география Дальнего Востока

Страница: 2/7

Сельское хозяйство уступает ныне по своему значению не только промышленности, но и транспорту. В сельском хозяйстве занято людей в 3 раза меньше, чем в промышленности, и почти в 1.5 раза меньше, чем на транспорте. Темпы развития сельского хозяйства намного ниже, чем промышленности. И это не случайно, так как затраты на производство сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке из-за неблагоприятных природных условий ещё очень высоки. Поэтому оказывается более выгодным завозить сюда некоторые продукты из других районов страны.

Особую роль в экономике района играет транспорт. Он связывает в единый хозяйственный комплекс города, посёлки и предприятия, удалённые друг от друга на большие расстояния, способствует освоению новых территорий. О значении транспорта в хозяйстве Дальнего Востока свидетельствует тот факт, что доля занятых в этой отрасли на Дальнем Востоке значительно больше, чем в среднем по стране.

Подытоживая все вышесказанное, можно предположить, что, значение индустрии Дальнего Востока в экономике Российской Федерации — в основном удовлетворение потребностей западной зоны России в некоторых видах сырья и полуфабрикатов. Это подтверждает также тот факт, что если в целом по Российской Федерации валовая продукция обрабатывающей промышленности в 9.3 раза превышает продукцию добывающей, то на Дальнем Востоке — лишь в 5.5 раза.

2. Особенности и факторы размещения рыночных отраслей хозяйства:

рыбное хозяйство.

Наибольшего расцвета рыбная промышленность Дальнего Востока достигла в 70-80 годы. В то время на его долю приходилась почти 1/3 общесоюзного улова рыбы, добычи морского зверя и морепродуктов. В наше время ситуация нисколько не ухудшилась, сейчас дальневосточные моря дают около 60% добычи рыбы в Российской Федерации, и даже теперь, в наше сложное время, рыбные консервы, консервы из продуктов моря, свежемороженая рыба, соленая сельдь и некоторые другие виды рыбопродукции поставляются отсюда во многие районы страны, а также на экспорт. Начиная с 70-х годов рыбаки перешли от пассивного прибрежного лова к активному лову в открытых морях и океанах. Районами активного лова стали Берингово и Охотское моря (рыба и морской зверь), Японское море (рыба), Тихий и Индийский океаны, Антарктика. В водах, омывающих южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведётся лов крабов. Создано крабоконсервное производство, продукция которого имеет спрос на мировом рынке. В настоящее время основу рыбной промышленности составляет активный лов в открытых морях, которым занят крупный рыболовный, рыбоперерабатывающий и транспортно-рефрижераторный флот. Океаническое рыболовство значительно расширило ассортимент рыбопродукции: морской окунь, хек, мерлуза, палтус, сайра, тунец, угольная рыба и такие достаточно новые виды морепродуктов, как креветки, кальмары, гребешки, мидии.

Наиболее важный фактор ориентации рыбной промышленности — сырьевые ресурсы, то есть вся отрасль в целом ориентируется на побережье (это относится к береговому хозяйству).

Рыбная промышленность Дальнего Востока в доперестроечные времена давала более 700 видов продукции, в том числе всемирно известные икру, балыки, крабовые консервы. Всё это было достигнуто благодаря тому, что рыбная промышленность получила новый промысловый и транспортный флот. В то время Дальний Восток располагал крупнейшей в СССР флотилией больших морозильных рыболовных траулеров. В настоящее время большинство этих судов морально и физически устарели, а поступления новых судов чрезвычайно редки. Но несмотря на это продолжает функционировать достаточно мощное береговое хозяйство рыбной промышленности — базы флота, рыбные порты, судоремонтные заводы, рыбоперерабатывающие предприятия, холодильники.

Долгое время рост рыбной промышленности сдерживался тем, что её береговая база не справлялась с переработкой всей доставляемой промысловым флотом рыбы. С переходом к активному морскому лову, когда суда уходят на промысел на длительный срок, обработка уловов ведётся в основном непосредственно в море на крупных сельдевых плавбазах с искусственным охлаждением трюмов, плавучих крабоконсервных заводах и рефрижераторах. Долго очень трудоёмким оставался засол кеты и горбуши: необходимо было производить вручную до 10 различных операций. Сейчас лососевые солятся в охлаждённых циркулирующих рассолах, и экономия на посоле каждой 1000 центнеров кеты составляет более 1,5 тысячи рублей.

Реферат опубликован: 20/07/2009