Экономическая железнодорожного транспорта России

Страница: 5/14

Электрифицированная магистраль Санкт-Петербург – Москва соединяет Санкт-Петербург с Центральным районом. Эта линия имеет благоприятный профиль, хорошее техническое оснащение, позволяет иметь высокие скорости движения.

Электрифицированная линия Санкт-Петербург – Волхов обеспечивает подходы к узлу с севера и востока.

Старейшая железная дорога Санкт-Петербург – Псков – Варшава обеспечивает связи с Литвой и Калининградом. По ней осуществляются внешнеторговые связи Санкт – Петербурга со странами Центральной Европы.

Октябрьская дорога обслуживает важные экономические связи страны. Она обеспечивает внешнеторговые перевозки грузов многих районов через Санкт – Петербургский и Мурманский морские порты. Наиболее грузонапряженные участки дороги обслуживаются электрической тягой. Помимо линии Санкт-Петербург – Москва, электрифицированы многие участки Санкт-Петербурского железнодорожного узла, имеющие интенсивное пригородное движение.

По объему перевозок грузов Центральный район является одним из крупнейших в стране. Это объясняется огромным масштабом потребления в районе завозимого сырья, топлива, строительных материалов и разработкой местных сырьевых ресурсов высокой грузоемкости. Для нужд электроэнергетики, промышленности, строительства поступают из других районов уголь, нефть и природный газ, металл, лес и т.д. Велика также транзитная роль района.

Центральный район обслуживается сложной и разветвленной транспортной системой, представленной всеми видами транспорта. Ядром этой системы является Московский транспортный узел. В узле 11 радиально расходящихся электрифицированных железных дорог, которым принадлежит ведущее место.

Данный район обслуживается несколькими железными дорогами: Московской, октябрьской, Северной, Горьковской, Юго-Восточной. Ведущее место среди железных дорог Центра занимает Московская железная дорога, на долю которой приходится больше половины общей протяженности сети центра. Московская дорога обслуживает Московскую, Смоленскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Орловскую, Брянскую, отчасти Владимирскую и Тверскую области. За переделами Центра она обслуживает почти всю Курскую область. В состав дороги входят все железнодорожные линии, отходящие от Московского узла, за исключением линии через Тверь на Санкт-Петербург. Радиальные лучи магистралей следуют от Москвы в направлении Смоленска, Брянска, Курска, Ефремова, Ростова, Екатеринбурга, Кирова, Владивостока, Санкт-Петербурга. Их пересекают большой и малый кольцевые обходы Москвы.

Московская дорога характеризуется высоким удельным весом ввоза и транзита. Среди ввозимых грузов большое значение имеют топливные грузы. Крупнейшим потребителем строительных материалов и лесных грузов является Московский узел и его окружение, где сосредоточено крупное жилищное строительство. Строительные материалы доставляются к узлу по всем железнодорожным направлениям. Наибольшие потоки грузов идут из Центрально-Черноземного и Северного районов, с Украины и Урала.

В отправлении грузов большую долю занимают перевозки стройматериалов, черных металлов. При сравнительно малой грузоемкости продукции важнейших отраслей специализации Центра (машиностроение, химическая и текстильная промышленности) отправление грузов по дороге значительно уступает прибытию.

Дорога обслуживает большие транзитные потоки грузов. В северные районы направляются транзитом хлебные грузы и уголь, в южные – машины и лес. Интенсивный транзитный поток следует также через Брянск в Северо-Западный район.

Московская дорога занимает первое место среди железных дорог страны по объему выполняемых пассажирских перевозок. Высокий удельный вес городского населения, наличие многочисленных поселков-спутников, большое количество дачных участков вызывают массовые пассажиропотоки на пригородных направлениях.

Основную часть территории Волго-Вятского района, а также часть Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов обслуживает Горьковская железная дорога. Из общей эксплуатационной длины дороги на Волго-Вятский район приходится около 60%.

Горьковская железная дорога вытянута в основном с запада на восток и состоит из двух широтных магистралей: северной (Петушки – Нижний Новгород – Киров) и южной (Черусти – Арзамас – Казань). Эти линии связывают Центр с Уралом, электрифицированы, двух путные. По ним выполняется основной объем транспортной работы дороги. Протяженность электрифицированных участков составляет 32,5% ее длины. Более половины грузооборота дороги осваивается этими участками.

Реферат опубликован: 3/02/2010