Экономическая железнодорожного транспорта России

Страница: 9/14

Хотя снижение уровня перевозочной работы на железнодорожном транспорте продолжается, тем не менее, динамика показателей меняется в положительную сторону. По оперативной номенклатуре грузов, включенных в план МПС, заявки грузоотправителей выполнены почти по всем 40 грузам кроме угля, железной руды, строительных грузов и вагонов со сборными грузами. На большинстве дорог наблюдалась тенденция к росту погрузочной работы: за 1997 год темпы ее снижения составили 2,7% по сравнению с 11,4% в 1996 году.

Продолжилось сокращение эксплуатационного парка: электровозов на 9,5% тепловозов на 15,7% при падении объемов работ соответственно на 3,0 и 5,0%. Практикуется использование различных серий локомотивов на работах, для которых по конструктивным особенностям они не предназначены.

Система организации перевозок грузов в контейнерах не обеспечивает их конкурентоспособности с другими видами транспорта. Повышению эффективности контейнерного парка способствовала бы передача хозяйственных функций во вновь создаваемую компанию, с перспективой ее акционирования, что позволило бы упорядочить перевозки экспортно-импортных и транспортных грузов и увеличило бы их объем. Контейнерный парк стареет и пополняется медленно. Совершенствование перевозок грузов в контейнерах, например по Транссибу, предусматривает эффективную технологическую связь с морскими портами.

Финансово экономические проблемы на железнодорожном транспорте являются главными в настоящее время и на ближайшую перспективу. Для отрасли характерно стабильное поступление налогов. Несмотря на низкий уровень платежей клиентуры за перевозки и почти 3 млрд. руб. задолженности силовых министерств, улучшено положение с платежами в федеральный бюджет.

С завершением в России демонтажа жесткой административной системы стала очевидной слабость позиций полного невмешательства государства в деятельность рынка транспортных услуг.

На транспорте в рамках стратегии создания свободного рынка, основанного на механизмах рыночного регулирования, проводятся приватизация и акционирование, создается конкурентная среда за счет дезинтеграции отдельных предприятий и видов транспорта. Но в большинстве случаев итогом деятельности по реформированию транспорта является потеря им многих позиций не только на международном, но и на внутреннем рынке транспортных услуг. приобретает актуальность идея формирования системы управления, основанной на поддержании баланса интересов всех сторон, имеющих отношение к транспорту, прежде всего пассажиров, грузовладельцев и государства, а также регионов, городов, предпринимателей. Действенность системы зависит также от многих других факторов, в числе которых – государственный бюджет, задачи отдельных федеральных ведомств, международные обязательства России, безопасность транспорта, его влияние на окружающую среду. Совокупность этих факторов и составляет общественный интерес, регулятором которого должна быть межведомственная координация.

В силу инфраструктурного характера транспорт в большей степени, чем другие отрасли, требует государственного регулирования. Развитые страны накопили достаточный опыт государственного регулирования экономики, в том числе транспорта. Однако попытки механического перенесения опыта одной страны в практику другой нецелесообразны, так как не учитывают национальных особенностей. Для отечественной транспортной системы такое заимствование зарубежного опыта может привести к окончательной потере позиций, как на внешнем, так и на внутреннем транспортном рынке.

В современных условиях основная проблема – создание базы для стабильного финансирования транспортных проектов и программ. По мере развития рыночных реформ роль государства как стратегического инвестора транспорта снижается. В настоящее время средства государственного бюджета составляют не более 16% инвестиций в сектор, контролируемый Министерством транспорта РФ. Наряду с финансированием транспортной инфраструктуры необходимо поддерживать предприятия, на которых основные фонды находятся в изношенном состоянии. Государство финансирует также предпроектные исследования, осуществляет долевое финансирование отдельных статей проекта, обеспечивает гарантии займов, кредитов.

В отрасли перешли на тендерную систему бюджетных и привлеченных ресурсов. Общий объем капиталовложений Минтранспорта в 1997 году на 12% превысил показатель предыдущего года. Объем иностранных инвестиций увеличился за этот период на 53%, превысив ожидания в 4 раза. В 1998 году эти средства использовались для продолжения реализации проекта «Городской общественный транспорт», Таким образом, стратегический интерес государства относительно перспектив развития транспорта затронул инвестирование транспортного сектора.

Реферат опубликован: 3/02/2010