Экономический и природно-ресурсный потенциал Японии

Страница: 4/6

С другой стороны, по-прежнему сохраняется довольно высокая зависимость Японии от ввоза сырья, топлива, продовольствия, что обуславливает важность международного товарообмена для японской экономики. За счет внешней торговли Япония удовлетворяет свои потребности в сырой нефти, железной руде, никеле, хлопке, кукурузе, овечьей шерсти - на 99-100 %; в коксующемся угле, медной руде, в бобах - более чем на 95 %; в свинце, алюминиевых сплавах, в пшенице, соли - на 80-90%; вприродном газе, цинке, лесе и лесоматериалах,

в сахаре - на 60-70 % и т.д

Основной характеристикой международной специализации японской промышленности является последовательное усиление ее экспортного потенциала на рынках машиностроительной продукциии. Еще более показательны лидирующие позиции Японии на рынках высокотехнологичной продукции: 90 % мировой продукции интегральных схем высокой мощности выпускается в Японии, она же господствует в отраслях биотехнологии, химии, высокочистой керамики и др.

Следует заметить, что с самого начала послевоенной экспортной экспансии японские корпорации стремились концентрировать свои усилия на вывозе довольно ограниченных групп наиболее конкурентоспособной продукции. Такой продукцией стали счетно-вычислительные машины, автомобили, транспортное оборудование. Около 50 % японского экспорта приходилось лишь на 6 позиций - конторское оборудование, аудиовизуальную аппаратуру, оборудование связи, интегральные схемы, легковые автомобили, научную и оптическую аппаратуру.

Несмотря на обострение конкурентной борьбы на рынках высокотехнологичных товаров, Япония продолжает лидировать по целому ряду основных позиций мирового экспорта (оборудование связи, бытовая электроника, медицинское оборудование). Она захватывает передовые позиции на рынке вычислительной техники, включая рынок средств управления промышленными процессами.

В настоящее время японские компании предпринимают серьезные шаги, направленные на преодоление имеющегося отставания по таким отраслям высоких технологий, как авиакосмическая промышленность, биотехнология, производство новых конструкционных материалов.

В целом же можно сказать, что позиция Японии в международном разделении труда приобретает все более ярковыраженный характер “горизонтальной” специализации. Расширение внутреннего спроса в большей, чем раньше, степени покрывается за счет импортных поставок готовой продукции как промежуточного спроса - материалов, запчастей, комплектующих, так и готовых изделий производственного и потребительского назначения. В то же время товарная структура экспорта приобретает все более диверсифицированный характер.

Что же касается японского импорта, то его десятью основными товарами являются: сырая и неочищенная нефть, текстильные товары, одежда, нефтепродукты, древесина, уголь, сжиженный газ, алюминий и его сплавы, сталь, мясо и мясопродукты. При этом в общем объеме импортируемой продукции возросла доля текстильных изделий, одежды и угля.

В географическом плане внешнеторговый оборот Японии ориентирован на США, Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Так, основными торговыми партнерами Японии являются США, составлявшие в процентном отношении в товарообороте Японии 29,1 %; Южная Корея - 6,1 %; ФРГ - 5,1 %; Тайвань - 5%; КНР - 4%; Австралия - 4 %; Канада - 3,2 %; Великобритания - 3,1 %; Индонезия - 2,9 % и Гонконг - 2,8 %. Эти страны являются основными контрагентами Японии как по экспорту, так и по импорту товаров.

Следует отметить, что торговля Японии с большинством стран носит ярковыраженный “прояпонский” характер. Концентрация экспортной экспансии на ограниченный круг географических и товарных рынков (США, страны ЮВА и ЕС) служит основой различного рода торгово-экономических противоречий, которые особенно обострились в 80-е годы. В настоящее время до 40 % японского экспорта в развитые капиталистические страны подвергается тем или иным ограничениям. (Доля стран ЕЭС в импорте Японии с 1990 по 1993 г. снизилась с 2,6 % до 2,5 %). Большинство партнеров Японии требуют от нее большей “открытости” рынка готовой продукции. Однако, реальным барьером на пути иностранных товаров на японский рынок встают так называемые нетарифные препятствия, главное из которых - многослойная и запутанная система распределения и внутренней торговли Японии с наличием традиционных устоявшихся связей между производителями, посредниками и потребителями.

Реферат опубликован: 7/07/2006