Экотуризм в России

Страница: 7/16

Имели место следующие этапы:

1 этап – Представления национальных парков.

Курс был представлен совместными усилиями Акронского университета, Акронского университета, акронских школ и Национальной службы парков. Курс предлагается в виде серии четырех сессий на полдня. Сессии проводились по субботам на базе национальной зоны отдыха Кайхода Валей и Кливлендского музея истории природы. В них принимали участие приблезительно 30 учителей акронских школ всех классов.

Деятелями образования Национальной службы парков, университета Акрона и акронских школ были прочитаны следующие лекции:

“История и развитие национальных парков”.

“Геология некоторых национальных парков”.

“Разнообразие биом некоторых национальных парков”.

“Взиамосвязь дикой жизни и биом”.

“Оъяснение условий окружающей среды с точки зрения геологии”.

Учителя, учавствующие в сессиях, делали практические работы, совмесно добывая информацию о национальных парках. Они с удовольствием работали над междисциплинарной темой, включающей естествознание, социальные науки и язык.

2 этап (лето 1987 г.) – Полевые исследовательские работы на Западе США.

В течение лета 1987 г. был проведён 25-дневный поход по некоторым национальным паркам на западе США. В походе участвовал 21 человек. Кредит был получен через университет Кента и Унивкрситет Акрона. Целью данной работы было:

Посетить и изучить основные национальные парки США.

Разработать темы для изучения в классы по проблемам национальных парков.

Разработать руководство для учителя по национальным паркам.

Увеличить использования национальных парков школьниками и их семьями.

Способствовать формированию направленного опыта изучения, основанного на разнообразии окружающей среды запада.

3 этап (лето 1990 г.) – полевое изучение востока США.

Каждая разрабатывавшаяся тема была выбрана с учетом возможного изучения в классе, например:

Изучение коренных американцев, живших на юго-западе США (детский сад).

Изучение влияния, которое имела “золотая лихорадка” на экономическое развитие запада США (12 класс).

Науки о Земле: геологическое развитие запада США, используя геологические образцы из национальных парков Большой каньон, Зион, Брюс Каньон.

Биологическая тема – Экология Йеллоустонского национального парка (9 класс).

Изучение индейцев анасази от 600 до 1400 лет нашей эры (5 класс).

Динозавры – детский сад.

Социологическая тема – Игры, в которые играют дети коренных американцев (3 класс).

Государственные природные заповедники

В Российской Федерации традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. Российские заповедники создавались исключительно для природы. Интересы природы поставлены во главу угла и любой природоохранник мира подтвердит, что это несомненное благо. Главная, первая цель создания заповедников - сохранение природных комплексов, обеспечение их естественного развития и слежение за динамикой этих процессов. Сеть заповедников, сформированная по географическому принципу, представляет природу практически всех регионов России, заповедные земли и природные ресурсы полностью и навечно изъяты из хозяйственного использования. История заповедного дела показывает, что далеко не всегда эти декларируемые принципы столь уж неуклонно реализовывались на практике. Но в целом, установленный законодательно режим охраны позволял и пока еще позволяет заповедникам выполнять свою главную задачу. Если ранее был декларирован полный запрет, теперь даешь полную свободу действий! Позавчера приоритет был только за наукой, вчера мы ее забываем и занимаемся только охраной, а сегодня мы готовы забыть все и броситься со всем жаром нашей души только на просвещение и экотуризм! Есть сложившееся законодательство, многолетние традиции. Да, долгие годы заповедники были практически единственной формой ООПТ, эффективно работающей в нашей стране и в силу этого ряд заповедников принял на себя казалось бы не свойственные им функции национальных парков и, что самое удивительное, достаточно успешно с ними справлялся. Поэтому сегодня мы обсуждаем проблему “ООПТ и экотуризм” не только в узком кругу специалистов национальных парков, но и тех заповедников, которые имеют в этой работе некоторый (а например Тебердинский, “Столбы” - значительный!) опыт. Однако, задачи системы заповедников были и должны оставаться иными, чем у национальных парков. В то же время, нужно признать что волею судьбы отдельные заповедники сегодня работают в режиме близким к национальным паркам (но наверное не российским, а американским!). Возможно наступят времена, когда можно будет не боясь потерять реально и хорошо охраняемую сегодня природную территорию - скажем так, Н-ского заповедника, присвоить ему, соответствующее его режиму, имя - национальный парк, не передавая его в лесное ведомство, не навешивая ему планов по заготовке древесины и т.д. Сегодня это только мечта.

Реферат опубликован: 12/11/2008