Япония - итоговый реферат

Страница: 6/24

Соотношение мужчин и женщин в населении Японии почти равно единице: в 1996 г. женщины составляли в нем 50,99%, а мужчины — 49,01%.

Продолжается старение японского общества. Число людей старше 65 лет достигло в 1998 г. 16,5% всего населения, увеличившись на 0,5% по сравнению с 1997 г. В то время как количество детей до 15 лет сократилось на 0,3% и составляет сейчас уже менее 15%.

Хозяйство

Энергетика

В период высоких темпов роста экономики в 60-х годах японская энергетика ориентировалась на преимущественное потребление импортного топлива, в основном нефти и нефтепродуктов. Топливный кризис середины 70-х годов привел к необходимости серьезных сдвигов в энергобалансе в направлении увеличения доли других источников энергии. Однако нефть и нефтепродукты до сих пор дают более половины ее поступления, причем практически все жидкое топливо импортируется (в 1994 г. импорт нефти составил 232 млн. тонн, собственная добыча — 0,7 млн. тонн). Постепенно сокращается в энергобалансе доля угля, составляющая в настоящее время 19%, также преимущественно импортного (ввоз — 115 млн. т, собственная добыча — 7 млн. т). Примерно 10% потребляемой энергии приходится на долю природного газа, в основном импортного в сжиженном виде, около 9,5% дает гидроэнергия, более 9% — атомная энергия; доля последних 3-х видов, а также прочих источников энергии постепенно возрастает.

Выработка электроэнергии в 1994 году составила 964 млрд. квт/ч, из которых более 60% дали ТЭС, в основном размещенных в крупных промышленных районах. Доля ТЭС в производстве электроэнергии сокращается, главным образом, за счет развития атомной электроэнергетики и отчасти — гидроэнергетики. По состоянию на 1995 год в Японии действовало 43 атомных энергоблока мощностью 35 тыс. квт/ч. Располагаются АЭС обычно в отдаленных периферийных зонах крупных промышленных узлов. На них приходится около 27% всей выработанной электроэнергии. Японские ГЭС, построенные на бурных горных реках, имеют небольшую единичную мощность, расположены каскадами. Основным районом сосредоточения стали горы Центрального Хонсю, откуда энергия передается в крупные города побережья.

Перспективы развития отрасли японское руководство видит в дальнейшей диверсификации источников энергии, развитии новых направлений энергетики, важнейшее значение придается программам энергосбережения.

Металлургия

За последнее время металлургия претерпела значительные изменения. Она была полностью реконструирована. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащенные новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой. Япония ориентируется на импортные железную и коксующие угли. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия, Канада.

В настоящее время объем выплавки стали составляет 100 млн. т в год, чугуна — 75 млн. т в год (1995 г.) Экспортная квота отрасли исчисляется в 24%. Доля Японии на мировом рынке черных металлов — примерно 23%. Общее количество предприятий отрасли в Японии исчисляется сотнями, но важнейшее значение имеют металлургические заводы, расположенные вблизи Осаки и Токио, ориентированные на крупные центры потребления металла. Сохраняет свою роль самый старый японский металлургический район на севере Кюсю (г. Китакюсю), зародившийся на основе использования местных углей.

Цветная металлургия, практически все производства которой материало- и энергоемки, а также экологически опасны, оказалась в наибольшей степени подвержена реорганизации. Очень сильно сократилась первичная выплавка цветных металлов. Предельные заводы расположены практически во всех ведущих центрах промышленного пояса, некоторые крупные предприятия размещены в старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд — Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю) и Ямагати.

Машиностроение

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование, в котором сохраняется большая роль модернизации отраслей массового экспорт ориентированного производства (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения) и активно развивающиеся новые наукоемкие отрасли (авиационно-космическая, приборостроение и др.) Основные центры: Токио, Кадома, Хадокате, Хиросима, Куре, Футю, Йокодука и др.

Реферат опубликован: 7/02/2010