Япония в мировом хозяйстве

Страница: 4/17

Заключив союз с Германией и Италией, Япония развернула в 1941г. широкомасштабную войну на Тихом океане, но, в конечном счете, потерпела поражение под натиском союзных держав, в том числе СССР, который по договоренности с США и Великобританией вступил в войну с Японией в августе 1945г. В соответствии с Ялтинским соглашением трех держав (СССР, США, Великобритании) после окончания войны Советскому Союзу был возвращен Юж. Сахалин и переданы Курильские острова.

В результате поражения в войне Япония утратила все колонии, потеряла 25% национального богатства, оказалась отброшенной на 2-3 десятилетия назад. Страна была оккупирована американскими войсками. Вместе с тем Япония получила возможность развития по пути демилитаризации и демократизации, которая была эффективно использована.

Конституция 1947г. провозгласила суверенную власть народа, демократические права и свободы. Император лишался властных функций. Япония отказывалась от применения вооруженной силы как средства решения международных споров. Эти реформы заложили основу для последующего быстрого экономического развития страны, выведшего ее в число ведущих государств мира, для формирования своеобразной системы социальной и политической стабильности.

В то же время развернувшаяся “холодная война”, а также война в Корее 1950 - 1953гг. на десятилетия вперед оказали воздействие на формирование внешней политики Японии, на ее деятельность на международной арене. Одновременно с, подписанным в сентябре 1951г., Сан-Францисским мирным договором был заключен Японо-американский договор о гарантии безопасности, в соответствии с которым США получили право держать на территории Японии свои вооруженные силы и создавать военные базы.

В 1960г. США и Япония заключили новый договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который с 1970г. автоматически продлевается.

Японское руководство последовательно осуществляет программный курс на усиление политической роли страны в мире в соответствии с ростом ее экономической мощи. Большое значение придается активизации деятельности в ООН[1], участию в урегулировании региональных конфликтов, в первую очередь камбоджийского. В 1992г. в соответствии с принятым законом о содействии миротворческим усилиям ООН японские военнослужащие впервые после 2-ой моровой войны были направлены за пределы страны.

Союз с США продолжает оставаться стержнем внешней политики Японии. Вместе с тем Япония поддерживает активные связи с Западной Европой, налаживает координацию в выработке общей стратегии Запада. Все более весомым становится участие Японии в ежегодных встречах руководителей семи ведущих развитых стран мира.

Большое значение придает Япония развитию отношений с азиатскими странами, особенно со странами АСЕАН[2], с которыми стремится укрепить как экономические, так и политические связи. В системе внешнеполитических приоритетов Японии видное место занимают отношения с КНР. В октябре 1992г. состоялся первый визит императора Японии в КНР.

Образование

Экономический рост требует развития трудовых ресурсов. Должны быть усовершенствованы системы среднего и в особенности профессио­нального и университетского образования. Хотя система образования до сих пор успешно обслуживала промышленность Японии, будущее потребует все более и более квалифицированных рабочих, новых профессиональных навы­ков для новых производств и расширения глобальных подходов. Японские служащие и менеджеры должны совершенствоваться в программировании, компьютерной технике, международном бизнесе, языках, маркетинге и других областях, составляющих основу промышленности будущего. В области компью­терной техники, например, только 14% начальных школ и 36% средних школ имели более одного компьютера в 1987 году, тогда как уже в 1984 году в США их имели 85 и 92% школ, соответственно, и в Великобритании – 99 и 100%.

Профессиональная подготовка в рамках компаний, несмотря на ее жизнен­ное значение, охватывает только часть работающих в крупных органи­зациях. Она не может заменить университетское и профессиональное послеуниверситетское обучение и заполнить пробел в освоении специальных знаний, необходимых для промышленности.

Реферат опубликован: 30/05/2006