Распределительная (сбытовая) логистика

Страница: 6/22

В современных условиях западные специалисты выделяют не­сколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением произ­водства материалами (закупочная логистика); производственную ло­гистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логисти­ку). Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обяза­тельное наличие логистического информационного потока, включа­ющего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработ­ку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации.

В логистической цепи (рис. 2.1) выделяют следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции.

Рис. 2.1. Логистическая цепь

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает кадры, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Усложнение производства и обострение конкуренции в 90-х гг. нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логисти­ки в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагиро­вать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Разумеется, ориентация на миними­зацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания из­держек и рентабельности основного и оборотного капитала, задейст­вованного в рамках рыночной стратегии.

Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля ма­териальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным обра­зом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материаль­ным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разра­ботка способов управления операциями движения товаров; установ­ление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определе­ние объема производства, транспортировки и складирования; рас­хождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативный характер функций связан с непосредственным уп­равлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало, чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движени­ем сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой про­дукции от поставщика или пункта их приобретения к производст­венным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от пред­приятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: выяв­ление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

2.2. Проблемы развития логистики

Реферат опубликован: 25/08/2006