Анализ рентабельности организаций

Страница: 9/15

где руб. или -19,01%

руб. или –36,87%.

В нашем примере эффективность использования производственных фондов снизилась в большей степени за счет снижения оборачиваемости материальных оборотных средств. Это и явилось основной причиной снижения реализации на рубль производственных фондов и, как следствие, снижение уровня рентабельности. Для того, чтобы выявить причины снижения эффективности использования фондов и материальных оборотных средств, необходимо изучить показатели, характеризующие состав и структуру производственных фондов, использование фондов по времени, по мощности, по числу единиц, показатели использования материалов в производстве, наличие излишних сырья и материалов и др. Такое исследование факторов становится возможным только в ходе проведения внутреннего, управленческого анализа с использованием всей системы информации о деятельности предприятия.

Изменение второго укрупненного фактора (прибыли, приходящейся на один рубль реализации) также зависит от действия факторов второго порядка. К их числу относятся все факторы, оказывающие влияние на изменение валовой прибыли, кроме изменения объема реализованной продукции. Однако для того, чтобы найти влияние этих факторов, необходимо, прежде всего, найти влияние таких факторов как объем реализации, структуры ассортимента, производственная себестоимость, сумма коммерческих расходов и цен на реализованную продукцию, на изменение прибыли от продаж. При этом нам потребуется пересчитать фактическую продукцию на цены и себестоимость прошлого года. Для этого объем реализованной продукции отчетного периода разделим на индекс цен (по данным государственной статистики он составил в 2001 году 1,204).

Таблица 4.

Расчет влияния факторов на изменение прибыли о продаж ОАО «ТЗМОИ».

Показатели

Базисный период

С учетом реализации отчетного периода

Отчетный период

А

1

2

3

1.Производственная себестоимость, тыс. руб.

599249

404792,7

592408

2.Коммерческие расходы, тыс. руб.

16010

10814,8

20958

3.Итого полная себестоимость, тыс. руб.

615259

415607,5

613366

4.Выручка от продаж, тыс. руб.

962269

650004,2

782605

5.Прибыль от продаж, тыс. руб.

347010

234396,75

169239

Таким образом, на основе полученных данных мы сможем определить влияние вышеперечисленных факторов на изменение прибыли от продаж, а именно:

влияние изменения объема реализации:

тыс. руб.,

где -- процент снижения объема реализации;

влияние изменения структуры ассортимента:

тыс. руб.;

влияние изменения производственной себестоимости:

тыс. руб.;

влияние изменения коммерческих расходов:

тыс. руб.;

влияние изменения цен на реализованную продукцию:

тыс. руб.

Таким образом, рассмотрев причины изменения факторов второго порядка, можно рассчитать влияние факторов на прибыль, приходящейся на один руль реализации, который, в свою очередь, влияет на уровень рентабельности производства. Это влияние также определяется способом долевого участия.

Реферат опубликован: 28/11/2006